Понятие уровня воспитанности учащегося и его связь с качеством воспитательной деятельности
Уровень воспитанности – это совокупность знаний и навыков деятельности, включающей уход за собой и поведение в социальной среде, которые позволяют достичь конкретных целей социального и общего развития, обучиться и сформироваться как личность.
Уровень воспитанности определяет поведение ребенка в учебном заведении и иных заведениях социального пространства.
Поведение воспитанников является важным показателем воспитательной деятельности учебного заведения. Оно определяет продуктивность воспитания и необходимость внесения поправок в данное направление деятельности педагога.
В ходе воспитательной деятельности формируется позиция учащегося в качестве члена социальной среды. У него вырабатывается к ней определенное отношение, которое должно быть уважительным, милосердным и добродушным. Кроме того, воспитание позволяет личности найти свое место в социальном пространстве и сформировать навыки взаимодействия с ним. Эти навыки и их реализация определяют качество воспитательной работы и уровень воспитанности учащихся.
Воспитанность учащихся может находиться на одном из следующих уровней:
- Высокий уровень воспитанности. Он связан с полноценным личностным развитием учащегося, его стремлением к саморазвитию и самореализации, самостоятельному выполнению разных видов деятельности и выстраивания коммуникативных связей. Ребенок действует вдумчиво и не нуждается в поддержке в критических ситуациях. Его самоконтроль находится на высоком уровне развития.
- Достаточный уровень воспитанности. Он определяет сформированность всех свойств личности, необходимых для саморегуляции и самоконтроля своего поведения. Однако, могут возникнуть сбои в контроле собственного поведения и вернуться в исходную позицию не удастся самостоятельно.
- Низкий уровень воспитанности. Он означает стагнацию в личностном развитии учащегося и его неспособность контролировать свое поведение в большинстве ситуаций.
- Неудовлетворительный уровень воспитанности. Он характеризуется не развитостью личностных качеств, отвечающих за контроль и регуляцию своего поведения и развитием асоциального поведения т.е. потребностью нарушать правила и приносит вред обществу и его гражданам.
Уровень воспитанности учащихся определяется на основе их гражданской позиции, отношения с окружающими – сверстниками, педагогом, родителями и иными взрослыми, отношения к учебному процессу, трудовой деятельности, природе и ее объектам, собственной личности.
Для оценки уровня воспитанности используются разные методы и технологии оценивания. Каждый выбранный метод включает в себя определенный набор инструментов для реализации оценочной деятельности. инструментарий подбирается заранее и определяет ход диагностики уровня воспитанности личности.
Методы диагностирования уровня воспитанности личности
Определение уровня воспитанности осуществляется посредством применения следующих методов:
- Методы тестирования. Они позволяют выявить уровень развития конкретной личности, наличие у нее значимых нравственных качеств и ориентиров деятельности. вопросы тестов могут затрагивать разные направления детской деятельности и разные стороны личности учащегося. По сути, тесты позволяют составить портрет ребенка, за счет серии кратких ответов на вопросы. Учащийся рассказывает о себе, своих взглядах, интересах и потребностях;
- Методы наблюдения. Они носят субъективный характер, поскольку опираются на наблюдения конкретного человека и его видение ситуации. Как правило, педагог наблюдает за поведением учащихся и их отношениях в коллективе сверстников. Педагог записывает данные о поведении ребенка в разные моменты учебного процесса: в ходе объяснения новой темы, в ходе выполнения самостоятельной работы, на перемене, во внеурочной деятельности, в ходе дежурства по классу и т.д.;
- Метод анкетирования. Он позволяет составить полноценную картину развития и поведения учащегося. Анкетирование проводится, как среди учащихся, так и среди их родителей. Это необходимо для того, чтобы определить уровень воспитанности родителей, их взгляды на воспитание;
- Метод анализа качества деятельности. Реализуется мониторинг различных видов деятельности учащегося. Осуществляется анализ учебных достижений учащегося, его жизненной позиции, отношения к труду и природе, дружбе и любви и т.д.;
- Метод независимого оценивания. Он опирается на характеристику личности сторонними, независимыми лицами т.е. как другие судят об учащемся, его поведении и социальном взаимодействии.
Каждый метод требует подбора диагностического инструментария. Эффективность его использования определяет залог успеха исследования уровня воспитанности личности. Однако, методы и инструменты диагностики требуют соблюдения ряда правил их использования.
Правила использования методов оценки уровня воспитанности и подбора диагностического инструментария
Чтобы проведение диагностики уровня воспитанности личности учащихся было продуктивным, а выбор инструментария для диагностики отвечал конкретному методу и направлению оценки, требуется соблюдать правила организации диагностирования. К ним относятся:
- Связь показателей оценивания с целевым назначением воспитательной деятельности. Показатели оценивания уровня воспитанности быть связанными с целями и задачами, поставленными в процессе реализации воспитательной деятельности.
- Понятность показателей уровня воспитанности всем субъектам воспитательной деятельности: педагогам, учащимся, их родителям.
- Опора на качественную оценку личностного развития, с минимизацией выставления баллов в ходе оценочной диагностической деятельности.
- Выбор методики диагностирования, побуждающей к самовоспитанию личности. выбор методов и инструментов оценивания должны стимулировать личностный рост и развитие каждого отдельного учащегося.
- Проведение системного диагностирования. Оценка уровня воспитанности должна быть связана с обучением учащегося и его эффективностью.
- Составление карты воспитанности каждого учащегося и внесение в нее данных об уровне его развития. Она выступает инструментом диагностирования, применяемом регулярно, независимо от выбранных методов и приемов.
- Использование данных диагностирования в качестве мониторинга учебно-воспитательной работы и планирования перспектив ее развития.