Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Зайцева

Сущность технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Зайцева

Замечание 1

Николай Александрович Зайцев – академик Академии творческой педагогики, педагог-новатор, автор ряда образовательных технологий, в основе которых лежит принципиально новый подход к обучению детей грамоте и обеспечению высоких результатов данного обучения.

За 30 лет целенаправленной творческой работы Н.А. Зайцев разработал, внедрил и апробировал комплекс оригинальных методических приемов обучения детей. Все технологии и методики Н.А. Зайцева основаны на исследованиях классиков отечественной науки о человеке, таких как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и т.д.

Сущность технологии раненного интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева основана на природосообразности развития ребенка, его отношение к различным видам деятельности в различные возрастные периоды. Технология Н.А. Зайцева направлена на всестороннюю активизацию познавательной силы и мощности детского мозга. По мнению Н.А. Зайцева абстрактно-логическая неразвитость детского мозга компенсируются невиданной силой восприятия импульсов, которые идут от тактильности, слуха, обоняния, зрения, интуиции.

Абстрактно-логическое речевое отражение ребенком окружающего его мира – это лишь небольшая часть возможностей его интеллекта. Важно использовать данные возможности по максимуму.

Классификационные параметры и целевые ориентиры технологии

Основными классификационными параметрами технологии Н.А. Зайцева являются:

  • частно-предметный уровень применения;
  • социогенный фактор развития;
  • ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения;
  • основная ориентация на такие личностные структуры как ЗУН и СУД;
  • обучающий, светский, общеобразовательный характер содержания, с элементами монотехнологии.
  • ведущий тип управления – система малых групп, с компонентами дифференциации и репетиторства;
  • классно-урочная и дифференцированно-индивидуальные формы обучения;
  • основной подход к ребенку (учащемуся) – сотрудничество;
  • преобладают объяснительно-иллюстративный и игровой методы обучения;
  • альтернативное и природосообразное направления модернизации обучения;
  • допустимо использование у всех категорий обучающихся.

Ведущими целевыми ориентациями технологии являются:

«Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Зайцева» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Обучение ребенку чтению счету в пределах 100 к пяти годам жизни.
  2. Становление разговорной речи и процесс обучения чтению должны осуществляться параллельно дополняя и помогаю друг другу.
  3. Отказ от фонемного принципа обучения чтению и переход к складовому.
  4. Обучение соединения посредством пения.
  5. Основной путь к чтению лежит через письмо.
  6. В процессе работы с ребенком использовать все виды памяти (звуковая, цветовая, объемная, моторная и кинестетическая).
  7. Использование максимальной наглядности, осуществление восприятия всеми органами чувств.
  8. В процессе обучения не использовать названия букв и каких-либо терминов.

Особенности содержания и методики технологии

Особенность содержания технологии заключается в том, что весь процесс обучения осуществляется по специально разработанным Н.А. Зайцевым кубикам (кубики Зайцева) и таблицам, сопровождающимся методическим руководством для взрослого (педагога).

Кубики Зайцева различаются по:

  • цвету (12 цветовых признаков);
  • объему;
  • звучанию наполнителя;
  • вибрации наполнителя;
  • весу;
  • сочетанию признаков.
Замечание 2

Склад, по мнению Зайцева – это «осознанное мускульное усилие речевого аппарата».

Склад – это каждая отдельная пара букв, гласная с согласной, согласная со знаками (Ь или Ъ).

Все склады находятся в таблицах, где они сопоставлены и соотнесены по глухости, твердости, мягкости и звонкости, а также на гранях кубиков. Каждому кубику соответствует конкретный столбец таблицы.

Работа по технологии Н.А. Зайцева предполагает несколько последовательных этапов.

Подготовительный (первоначальный) этап (1 неделя) – осуществляется привлечение ребенка к кубикам и таблицам. В том случае, если кубики сборные, то их собирают совместно с ребенком. Подготавливается место последующей работы. Важно делать все это вместе с ребенком, чтобы вызвать у него интерес и желание поскорее приступить к изучению.

Основной этап. Цели:

  • научить детей складывать из кубиков слова и читать их;
  • понимать и чувствовать длину слов;
  • оперировать необходимыми понятиями (ударение, заглавная буква и т.д.).

Так как все кубики отличаются не только по написанным на них буквам и слогам, но и по весу, цвету и звуку, это дает возможность детям их быстро запомнить, а особенно запомнить склады. При работе с таблицами детей учат пропевать и ритмично проговаривать склады. Особенность работы на данном этапе предусматривает многонациональность страны и наличие двуязычно-говорящих детей (тувинцы, татары, хакасы и т.д.). В национальных классах при организации технологии обучения чтению и грамоте по Н.А. Зайцеву, необходимо параллельно с уроками русского языка проводить аналогичной направленности уроки национального языка (чтение и грамота). Это способствует осуществлению работы на максимально интенсивном уровне.

Практический этап.

Цель: обучение детей сложению из кубиков коротких фраз и предложений.

На данном этапе должны не просто складывать фразы и предложения, но и уметь их читать и понимать смысл прочитанного. При прочтении предложения ребенок также должен уметь дать понятие заглавной букве, запятой, точке и т.д., показать их в предложении, обозначить их значение в чтении и письме.

Помимо работы с кубиками, на практическом этапе, детей учат писать буквы. Эта работа способствует не только лучшему усвоению чтения и письма, но и направлена на развитие мелкой моторики.

Замечание 3

В настоящее время технология Н.А. Зайцева используется не только с целью обучения грамоте, но и в работе с детьми, имеющими речевые отклонения. Практика применения технологии Н.А. Зайцева с такими детьми показала высокие коррекционные результаты.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot