Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Определение 1

Дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий временной промежуток от трех до семи лет.

В дошкольном возрасте происходит развитие личности ребенка. Он становится социальным субъектом, приобретает определенные социальные роли, развивается в интеллектуальном и физическом плане, духовно и нравственно. Дальнейшее развитие ребенка, его особенности определяются заложенным, в дошкольном возрасте, фундаментом.

В этот период происходит формирование основных психических процессов и функций организма. От них зависит общее развитие организма ребенка, становление его интеллектуальных функций, познавательных возможностей.

В дошкольном возрасте можно выделить несколько этапов развития ребенка, каждый из которых имеет свою специфику.

Особенности развития младшего дошкольника

Определение 2

Младший дошкольный возраст – это возрастной этап развития, охватывающий промежуток от трех до четырех лет.

В это время происходит развитие важных психических процессов организма, что сопровождается проявлением «кризисных моментов». Ребенок начинает проявлять активную самостоятельность, упорство, характер, выражать потребность в том, чтобы с ним считались, требовать своего. Это обусловлено тем, что ребенок развивается и его самостоятельность тоже. Ему необходимо предоставить больше свободы действий и проявлять терпимость к его требованиям и желаниям.

Особенностями развития психических функций организма младшего дошкольника являются следующие:

  1. Внимание. Оно характеризуется непроизвольностью и проявлением устойчивости только в случае интереса к чему-то.
  2. Память. Она характеризуется непроизвольностью, непосредственностью и наличием эмоционального окраса. В памяти младшего дошкольника сохраняется только та информация, которая ему интересна, запоминание которой не требовало приложения усилий.
  3. Представления. Они формируются на основании наглядного восприятия. Ребенок получает представление об объектах окружающего мира, их особенностях, функционировании, только если он видит сам, как все это происходит.
  4. Мышление. Оно имеет наглядно-действенный характер. Ребенок совершает с предметами разнообразные действия, получая опыт деятельности. Условия совершения действия с их целевым назначением соотносятся с сознанием ребенка. Это развивает его мыслительную работу, активизирует мыслительные операции.
  5. Речь. Происходит формирование связной речи. Речь ребенка приобретает более точный и четкий характер, расширяется словарный запас.
  6. Познание. Познание в этом возрасте связано с изучением непосредственных объектов и процессов, которые окружают ребенка. Ему интересно познать то, что рядом, изучить его устройство и свойства. Способом изучения выступает процесс конструирования, проведения реальных экспериментов, т.е. все нужно попробовать на вкус, испытать в действии.
  7. Коммуникативные связи. Интерес к общению только начинает проявляться, но он слабо выражен. Коммуникации со сверстниками не особенно интересны ребенка этого возраста.
  8. Игровая деятельность. Она проявляется в выполнении действий с игрушками и игре со взрослыми.
«Возрастные особенности детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности развития младшего дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Особенности развития младшего дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности развития среднего дошкольника

Определение 3

Средний дошкольный возраст – это этап развития ребенка, охватывающий промежуток от четырех до пяти лет.

В этот период происходит расширение физических возможностей ребенка, и его деятельность становится основой их развития. Движения – важный компонент режима дня среднего дошкольника. Ребенок испытывает острую потребность в совершении разнообразных движений.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Психические функции организма дошкольника этого возраста имеют следующую специфику:

  1. Внимание. Оно характеризуется непроизвольностью. Постепенно начинает складываться произвольное внимание, но оно еще неустойчиво и непостоянно. Ребенок только осваивает совершение действий по правилам.
  2. Память. Она характеризуется непроизвольностью, но уже расширяется количество запоминаемой информации. Например, если показать ребенку 15 изображений, то 6-7 из них он сможет запомнить.
  3. Представления. Они формируются уже не только посредством наглядного восприятия, но и как образные представления.
  4. Мышление. Оно имеет наглядно-образный характер и тесно связано с восприятием. Ребенок должен четко представлять образ объекта в своем сознании, чтобы совершать с ним какие-то действия, не обязательно практического характера.
  5. Речь. Происходит становление активного словаря, а связная речь приобретает устойчивый характер. Ребенок оказывается способным четко излагать свои мысли, правильно их формулировать.
  6. Познание. Познание начинает постепенно уходить от непосредственного восприятия окружающих объектов. Ребенок начинает интересоваться объектами, которые не располагаются в непосредственной близости. Познание реализуется на основе рассказов взрослых, чтения книг взрослыми и конструкторской деятельности.
  7. Коммуникативные связи. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в установлении коммуникативных связей с разными возрастными категориями граждан. Со взрослыми он общается, как правило, на интеллектуальные темы. Взрослый - источник знаний ребенка, а сверстники становятся партнерами по игре.
  8. Игровая деятельность. Ребенок начинает играть в сюжетные игры, выполнять определенные игровые роли и играть в коллективе.

Особенности развития старшего дошкольника

Определение 4

Старший дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий возраст от пяти до семи лет.

Старший дошкольный возраст. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Старший дошкольный возраст. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В это время происходит развитие психических и физических процессов организма. Ребенок чувствует развитие его мышления, что проявляется в активизации познавательной заинтересованности. Интеллект ребенка начинает готовиться к учебной деятельности. Поэтому, развитие ребенка требует включения обучающих занятий.

Кроме того, в этом возрасте начинается активное познание себя, устройства своего тела, определение своего места в социальном пространстве. Он начинает контролировать свое поведение. Вырабатываются навыки сдерживания эмоций и проявления чувств.

Специфическими чертами развития психических функций организма старшего дошкольника являются:

  1. Внимание. Оно характеризуется устойчивостью и произвольностью. Ребенок оказывается способным заниматься интересным ему делом продолжительный временной период (к семи годам до часа).
  2. Память. Она характеризуется устойчивостью. Ребенок может запоминать уже то, что он желает запомнить и концентрировать процесс усвоения информации.
  3. Представления. Они приобретают полноценный образный характер. Ребенок познает мир через установление причинно-следственных связей между его объектами и процессами и усвоение моральных принципов социального поведения.
  4. Мышление. Оно имеет наглядно-образный характер и начинает постепенно складываться наглядно-схематическое мышление, а затем формируются логические связи.
  5. Речь. Расширяется словарный запас ребенка. Активный словарь наполняется и углубляется, а также активизируется внутренняя речь дошкольника.
  6. Познание. Оно реализуется через восприятие информации, даваемой взрослым. Ребенка интересует все, он активно задает вопросы «Зачем?» и «Почему?», стремится узнать все.
  7. Коммуникативные связи. Активно развивается потребность в общении и взаимодействии со сверстниками.
  8. Игровая деятельность. Ребенок начинает играть в сложные сюжетные игры, носящие длительный характер, контролировать свою деятельность, выполнять определенные обязанности, предусмотренные ролью, участвовать в коллективном взаимодействии, согласовывать свои действия и поступки.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot