Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста

Общая характеристика физиологии и анатомии детей раннего и дошкольного возраста

Определение 1

Ранний возраст – это временной отрезок в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.

Определение 2

Дошкольный возраст – это этап психического развития, возрастные границы которого находятся ы диапазоне от 3 до 7 лет.

В раннем и дошкольном возрасте развитие ребенка происходит весьма динамично и не в полной мере равномерно, но при этом довольно высокими темпами. Для этих возрастных групп характерны значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития.

В связи с этим в семье и в дошкольном образовательном учреждении необходимо правильно организовать воспитательный процесс. Поэтому для работников дошкольных учреждений и родителей очень важно иметь знания о возрастных особенностях развития всех систем органов ребенка: опорно-двигательного аппарата, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем и т. д.

Статья: Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В раннем и дошкольном возрасте происходит совершенствование функциональных возможностей всего организма за счет дифференцировки нервных клеток. При этом образуются новые сложные условные рефлексы.

В раннем и дошкольном возрасте нервная система детей обладает высокой степенью пластичности. Для совершенствования и закрепления тех или иных навыков необходимо многократно повторять действия, информацию. Кроме того, в этот возрастной период дети возбудимы, реактивны, что способствует быстрому усвоению навыков, но исправлять неверные навыки у них весьма сложно. Поэтому колоссальное значение имеет правильное и адекватное обучение.

Также при характеристике анатомо-морфологических особенностей строения детского организма целесообразно учитывать, что процесс телесного развития нельзя остановить, а точные сроки наступления того или иного периода весьма «размыты». Каждый возрастной период сохраняет некоторые качества, которые были характерны для предыдущего времени.

В связи с этим изучение анатомо-морфологических особенностей детей должен включать в себя и анализ индивидуальных критериев развития каждого конкретного ребенка.

«Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности развития дошкольников и детей раннего возраста

Что касается физического развития дошкольников, то можно отметить следующие тенденции:

  • процесс роста организма ребенка непрерывен и подчиняется определенным закономерностям;
  • характерной особенностью процесса роста детского организма является волнообразность или гетерохронность - периоды усиленного роста чередуются с некоторыми замедлениями;
  • развитие тела ребенка по разным направлениям идет с разной интенсивностью - со времени новорожденности до достижения зрелости длина тела увеличивается в четыре раза, длина туловища в три раза, а длина ног в 5 раз;
  • на развитие детского организма оказывает существенное влияние окружающая среда.

Период новорожденности начинается с первого вдоха и сопровождается приспособлением организма к условиям существования. Главным новообразованиями этого этапа являются отладка легочного дыхания и настройка деятельности аппарата кровообращения.

Скелет ребенка в процессе развития подвергается серьезным изменениям. Хрящевая ткань постепенно заменяется костной. Но при этом кости остаются достаточно мягкими и только к двум годам приближается по строению к костям взрослого человека. В период от 7 до 12 лет кости ребенка фактически полностью обретают сходство с костьми взрослых людей.

В первые месяцы жизни ребенка его легкие растут быстрее, чем грудная клетка. При этом сама грудная клетка ребенка по сравнению с грудной клеткой взрослого человек выглядит укороченной, а внутри нее наблюдаются большие межреберные промежутки. Со временем, к 6 - 7 годам отличия грудной клетки сглаживаются. Окончательно легкие формируются к 12 – 13 годам.

Мышечная система детей также имеет ряд особенностей, которые касаются перехода от раннего возраста к дошкольному. Изначально мышечные волокна имеют тонкую структуру, и постепенно нарастают вместе с костной основой. Мышечный тонус детей раннего возраста повышен, что считается физиологической гипертонией, которая постепенно переходит в нормальное состояние. С возрастом ребенок овладевает основными движениями, к 3 годам он может: лазать, ползать, ходить, бросать предметы.

После рождения ребенка в раннем и дошкольном возрасте также резко меняется состояние и процесс работы сердечно-сосудистой системы. От плацентарного кровообращения ребенок переходит к развитию кровеносных сосудов. Начинает функционировать малый круг кровообращения. Затем развивается большой круг кровообращения. Также с 3 до 7 лет примерно на 25 % увеличивается объем сердца. Положение сердца также меняется от поперечного (1 - 2 года) к косому, которое появляется уже после 2 лет.

Форма сердца в грудном и раннем возрасте может быть овальная, конусообразная, шаровидная. После 6 лет сердце ребенка приобретает форму, свойственную взрослым людям, чаще всего – удлиненного овала. Дети раннего возраста обладают более частым пульсом, но низким артериальным давлением по отношению ко взрослым людям.

Также существенные преобразования происходят внутри пищеварительной системы. Дети раннего возраста обладают относительно небольшим объемом пищеварительной системы. Дети раннего возраста также имеют относительно длинный пищевод. У новорожденного его длина – 10 – 11 см, у детей грудного возраста - 12 см, а у пятилетних детей 5 – примерно 16 см. Положение желудка до 1 года горизонтальное, после года становится вертикальным.

Следует отметить тот факт, что анатомо-физиологические особенности имеются в каждой системе органов ребенка раннего возраста и дошкольника. Поэтому целесообразно систематически проводит оценку физического состояния и развития ребенка, которая осуществляется в ходе медицинских осмотров. При этом учитываются следующие критерии:

  • наличие или отсутствие хронических заболеваний;
  • уровень функционирования всех систем органов;
  • степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 09.05.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot