Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы процесса обучения

Что такое процесс обучения

Одним из главных понятий в педагогике является понятие «процесса обучения». Процесс обучения преследует главную цель – активизировать потенциал учащихся, раскрыть их интеллектуальные и творческие способности.

Замечание 1

Процесс обучения является двусторонним. В нем принимают участия два главных элемента- педагог, который предоставляет знания, и ученик, который овладевает званиями. Для того что бы цель процесса обучения была достигнута, необходимо активное сотрудничество этих двух элементов.

Помимо взаимодействия в процессе обучения важную роль играет организация, активизация и стимулирование познавательной деятельности.

Процесс обучения предоставляет собой комплексную систему. Состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Сюда входят:

  • цели обучения
  • деятельность педагога
  • деятельность учеников
  • результаты

В процессе обучения неотъемлемыми являются следующие элементы:

Определение 1

Из всего вышесказанного вытекает следующее определение понятия «процесс обучения» - это определенным образом организованная деятельность обучающегося и обучающего по диагностике, планированию, созданию условий, реализации, оцениванию и коррекции обучения.

Поэтапность процесса обучения

В процессе обучения неизменно присутствуют определенные этапы:

  • этап диагностики знаний
  • этап формирования целей и задач
  • этап изучения нового материала
  • этап осмысления нового материала
  • этап применения нового материла
  • этап контроля
  • этап коррекции
  • этап обобщения

Диагностический этап процесса обучения.

В первую очередь перед педагогом стоит задача провести диагностику уже имеющихся знаний у учеников, активировать их уже имеющиеся знания. Без этапа диагностики преподаватель не может полноценно управлять процессом обучения. На этом этапе учитель должен понять какими знаниями и в какой степени ученики уже владеют, он должен помочь им вспомнить, освежить в памяти пройденный ранее материал.

«Этапы процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Диагностика включает в себя процесс проверки знаний умений и навыков у учащихся, а также анализ этих знаний.

На этом этапе преподаватель должен актуализировать уже имеющиеся знания учащихся. Только когда этот этап образовательного процесса успешно выполнен, преподаватель может переходить к следующему этапу.

Этап формирования целей и задач в процессе обучения.

Следующим этапом процесса обучения является поставка целей преподавателем. Ученики в свою очередь должны осознать познавательные задачи, которые поставлены перед ними. На этом этапе педагог должен в первую очередь сформулировать тему или побудить учеников к тому что бы они сформулировали тему предстоящего занятия. Далее педагог дает информация по выбранной теме, ставит актуальные вопросы, самостоятельно или вместе с учащимися дает на них ответы.

На этом этапе происходит выполнение различных активизирующих творческих и проблемных заданий.

Благодаря этим приемам ученики попадают в атмосферу активной познавательной деятельности.

Этап изучения нового материла в процессе обучения.

На данном этапе может быть использовано большое количество разнообразных методов. В зависимости от дисциплины методика может отличатся, но некоторые элементы присутствуют практически во всех дисциплинах.

При изучении нового материала педагог должен понятийный аппарат темы. Он может дать все понятия и определения в готовом виде, или может дать задание ученикам, что бы они самостоятельно составили глоссарий по изучаемой теме.

Новая информация может быть предоставлена разными способами, например, в виде рассказа, лекции, беседы, видеофильма и так далее. Рассказ и лекция - это монологические формы объяснения нового материала, беседа представляет собой диалогическую форму.

Для того чтобы процесс подачи нового материала был интересным педагоги все чаще прибегают к использованию информационных технологий. С помощью ИТ можно работать в интерактивном режиме заполняя таблицы, графики, диаграммы.

Этап осмысления нового материала в процессе обучения.

После того как педагог представил новый материал наступает следующий этап – этап осмысления учащимися нового материала. На этом этапе ученики начинают работать с полученной информацией. Учащиеся сравнивают новую информацию с той которая уже имелась в их багаже знаний. На этом этапе важная задача педагога – удержать внимание и интерес с учеников к теме. Важно стимулировать максимальную активность учеников на этом этапе процесса обучения. На этом этапе дети могут выполнять следующие формы работ:

  • слушать лекцию педагога
  • записывать информация
  • читать информация по новой теме
  • заполнить таблицы

Виды робот должны чередоваться, для того что бы дети не уставали и не теряли интерес. Педагог в процессе работы должен чередовать индивидуальные, парные и групповые виды упражнений.

Этап применения нового теоретического материала на практике.

Та информация, которую ученик получил и осмыслил на предыдущих этапах должна быть применена в практической деятельности. Для того чтобы это произошло педагог предлагает учащимся потренироваться в выполнении упражнений, решении задач, проблемных заданий, основанных на новом материале.

Этап контроля в рамках процесса обучения.

Этап контроля является очень важным в процессе обучения. Это так называемая обратная связь между педагогом и учеником. На этапе контроля происходит диагностика насколько успешно ученик осознал пройденный материал и как успешно он может применять новые знания на практике. На этапе контроля педагог видит имеются ли у учащихся пробелы в знаниях, делает выводы относительно дальнейшие тактики обучения.

Существует много видов контроля которые используются в процессе обучения, например:

  • устный опрос
  • письменная проверочная работа
  • фронтальная беседа во время урока
  • контрольная работа
  • тестирование

Этап коррекции в процессе обучения.

Коррекция не всегда является обязательным этапом процесса обучения. Этот этап появляется в том случае если по результатам контроля в процессе обучения имеются отклонения от намеченной цели обучения. Для того чтобы дети усвоили пропущенный материал, педагог прибегает к использованию других методов подачи материала и средства обучения.

Педагог применяет их, затем снова возвращается к этапу контроля. Необходимо что бы практически все или по крайней мере большее количество учеников в достаточной степени освоили материал.

Этап обобщения в рамках процесса обучения.

На этом этапе происходит систематизация знаний по определенному предмету, формируются внутридисциплинарные и междисциплинарные связи. Ученики должны понять, зачем они выучили этот материал, какие связи он имеет с окружающим миром и действительностью. После того как учитель убедился, что этот этап успешно завершен, он может переходить к изложению следующего блока нового материала.

Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot