Проблемно-поисковые методы обучения - это методы обучения, основанные на создании в учебном процессе проблемных ситуаций, в ходе разрешения которых учащиеся осуществляют активный поиск информации и принятие актуальных решений с применением, имеющихся у них знаний и навыков деятельности, и приходят к получению нового знания.
Использование данных методов в образовательном процессе делает каждого учащегося активным субъектом педагогического процесса и открывает ему возможности самостоятельного поиска знаний. Данные методы находят активное применение на всех уровнях образования и применяются на разных этапах образовательной деятельности. Они учат использовать творческий подход к решению стандартных задач и мыслить креативно.
Творческое мышление студентов колледжа: проблемы и пути его развития
Творческое мышление – это нестандартные идеи и оригинальный подход к решению различных задач.
Творческое мышление является важной частью личностного развития. Оно является шагом к саморазвитию и самореализации. Потому, в процессе обучения студентов средних профессиональных учебных заведений, необходимо уделять особое внимание активизации их творческого мышления. Если развить его с этот период, то студент расширит объем своей памяти и степень усвоения учебного материала, за счет того, что:
- Будет опираться в своей мыслительной деятельности на образное мышление.
- Будет постоянно ориентироваться на выдвижение новых идей, подходов к решению различных задач.
- Будет мыслить более широко и гибко.
- Станет обращать внимание на те стороны объектов и процессов, которые ранее не были замечены или являются скрытыми.
- Станет рассматривать иной функционал привычных объектов, предметов.
- Начнет опираться на свою интуицию в решении различных проблемных ситуаций, при принятии решений.
- Будет видеть альтернативные варианты решения задач.
В ходе творческого мышления происходит получение нового продукта. Это может быть и новое решение поставленной задачи, и новый способ получения конкретного результата.
Творческий потенциал имеется у каждой личности. Однако, у кого-то он оказывается на более высоком уровне развития и учащийся легко применяет творческий подход к делу в различных видах деятельности, а у кого-то он скрыт и требует активного воздействия для своего развития. В любом случае, творческое мышление необходимо стимулировать и постоянно развивать.
В процессе обучения студентов колледже требуется применение различных методов и технологий, ориентированных на развитие их творческого мышления:
- Проблемно-поисковые методы.
- Исследовательские методы.
- Групповые формы работы.
- Технологии проектного обучения.
Педагог создает в образовательном процессе условия для стимулирования творческого мышления студентов и активизации их творческой деятельности за счет применения данных методов. Для этого, создаются проблемные ситуации, мотивирующие студентов к самостоятельному поиску их разрешения.
Проблемно-поисковые методы могут быть использованы, как на лекционных, на семинарских занятиях. Педагог может дать проблемную лекцию т.е. поставить проблему в ее начале и постепенно приходить к получению нового знания. При этом, в его открытии студенты принимают активное участие. На семинарах могут быть организованы деловые игры или использованы кейс-методы, которые, также, носят проблемно-поисковый характер деятельности.
Педагогические средства использования проблемно-поисковых методов студентами колледжей
Использование в образовательном процессе колледжей проблемно-поисковых методов обучения требует обучения студентов применению этих методов, чтобы их использование носило целеориентированный и продуктивный характер.
Решение проблемных ситуаций осуществляется посредством:
- Использования студентами своего опыта и знаний по рассматриваемой проблеме.
- Умения находить несоответствие между объемом своих знаний и поставленной задачей т.е. их необходимым количеством для ее решения.
- Проведения анализа различных мнений, идей по поводу применения подходящих методов к решению поставленной задачи.
- Умения разделять большую, сложную проблемную ситуацию на более мелкие и находить пути их решения, приводящие к решению, поставленной задачи.
- Умения анализировать нестандартные ситуации, которые нельзя разрешить обычным способом, для которых недостаточно, имеющихся знаний и навыков.
- Умение делать прогнозы развития событий, объектов, ситуации при применении того или иного решения, действия к ним.
- Навыков постановки гипотез и их проверки.
В основе проблемной ситуации заложено противоречие. Оно направляет работу студентов на самостоятельный поиск вариантов решения этой проблемы и выбор наиболее оптимального из них.
Развитие у студентов навыков решения проблемных ситуаций реализуется за счет воздействия на их мотивационную сферу. Да, преподаватели учат их выдвигать гипотезы, анализировать, делать предположения и прогнозы, но в отсутствии мотивации к самостоятельному поиску, интерес к нему не будет развиваться, а его отсутствие отрицательно скажется на развитии умения решать проблемные задачи.
Основным педагогическим средством развития навыков применения студентами проблемно-поисковых методов обучения являются методы мотивации к самостоятельной деятельности. Они стимулируют творческую активность студентов и развивают у них навыки творческого поиска.
Роль проблемно-поисковых методов обучения в развитии творческого мышления студентов велика. Но их применение требует мотивации студентов к самостоятельному поиску информации, развитие стремления и желания применять творческий подход, как в обучении, так и в повседневной жизнедеятельности.
Рисунок 1. Условия реализации проблемно-поисковой технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ