Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема определения статуса педагогики

Проблема статуса педагогики

Определение 1

Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека, главным образом, в детско-юношеском возрасте.

Предметом педагогики выступает целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, образования и обучения.

Статус педагогики как науки до сегодняшнего дня – спорный. В первую очередь, этот спор идет вокруг нескольких вопросов: есть ли у педагогики самостоятельный предмет, и может ли педагогика заниматься самостоятельной разработкой теорий и решением фундаментальных вопросов образования.

С.И. Гессен – известный философ, в книге, которую посвятил Томскому университету, написал, что основой любой практической науки является теория. Основой педагогики, по мнению Гессена, являются теоретические положения физиологии и психологии. Также он считал педагогику прикладной наукой, в первую очередь, связанной с философией.

Педагогика и психология используют общие для обеих наук понятия деятельности, человека, субъекта деятельности, структуры личности и пр. В данной совокупности наблюдается смена аспектов рассмотрения на основании целеполагания, а также выделение разных предметов в одной объектной области. Педагогика относится к перечню наук о человеке, но, в отличие от психологии, рассматривает человека в рамках целенаправленного формирования его личности.

Замечание 1

Иными словами, педагогика является самостоятельной дисциплиной, обладающей собственным объектом, предметом, инструментальными методами, и теорией, дающей научное обоснование педагогической практике.

Предмет педагогики и ее разделы

Педагогическая теория обладает своим идеальным предметом. В современной литературе по педагогике отсутствует единое понимание предмета педагогической науки. Наиболее значительными определениями предмета педагогики можно считать следующие:

«Проблема определения статуса педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • воспитание, рассматриваемое с двух позиций: широкого социального понимания, то есть в качестве формирования личности в онтогенезе; и узкое профессиональное понимание, то есть воспитательная деятельность, направленная на личностное становление. Иными словами, педагогическая теория занимается изучением закономерностей воспитания в качестве социального явления и занимается разработкой теории и методики воспитательной деятельности;
  • педагогический процесс трактуют в качестве единства воспитания, образования, обучения и развития. Педагогическая наука занимается изучением сущности и закономерностей целостного педагогического процесса, основой которого выступает процесс формирования личности, а также разработка теории и методики целостного педагогического процесса;
  • образование – относительно недавно предметом педагогики начали называть и образование. Образование рассматривают в качестве многофакторного процесса личностного становления, в структуре которого, кроме целенаправленных педагогических в разных социальных институтах, важное значение начинает приобретать саморазвитие, самоопределение, самообразование и пр. Педагогика занимается изучением, в первую очередь, роди целенаправленной педагогической деятельности в процессе образования;
  • педагогическая деятельность – педагогика должна заниматься изучением сущности и закономерностей педагогической деятельности. При этом отмечают, что такая деятельность – совместная педагога с ребенком;
  • педагогическая система – рассматривается в качестве системы целей, условий, содержания, методов и форм деятельности, направленных на формирование личности.

Наиболее общепризнано представление, касающееся того, что предмет педагогики – специально организованный и целенаправленный педагогической процесс, включенный в систему более широкого явления – образования и социализации личности. Эти процессы изучаются в философии, социологии, психологии, этнологии и пр. Педагогика же занимается изучением одного из их аспектов – реальности педагогического процесса в социальных институтах.

Таким образом, предмет педагогики может быть рассмотрен в качестве взаимосвязи двух аспектов: изучения сущности и закономерностей педагогического процесса и условий реализации этих закономерностей в социальной действительности.

Иными словами, педагогической теорией формируется сложная система педагогических знаний, которая состоит из представлений о педагогическом процессе в идеальном и прикладном смыслах.

Дифференциация педагогических знаний на несколько отдельных отраслей имеет разные основания, что делает сложнее саму ее структуру.

Традиционно выделяют следующие разделы педагогической науки:

  • общую педагогику – теоретическая база педагогической науки, основные понятий и организация исследовательской деятельности;
  • дидактику – теорию образования и обучения;
  • теорию и методику воспитания;
  • историю образования и педагогической мысли;
  • частные методики обучения – методика обучения математике, физике, истории и пр.

Данная система педагогического знания была сформирована в XVII-XX веках, и была основана на выделении разных сторон педагогической практики. Уже во второй половине XIX века актуальность приобрела необходимость рассматривать особенности педагогического процесса на разных возрастных этапах личностного развития, что помогает формировать новые отрасли педагогического знания:

В начале ХХ века развитие психологии и требования со стороны социума сделали актуальнее процесс становления обучение и воспитание детей с индивидуальными особенностями в качестве отдельной отрасли педагогического знания. Это дало толчок к развитию следующих направлений:

  • олигофренопедагогика – теория и методика обучения детей с нарушением интеллектуальной сферы;
  • сурдопедагогика – теория и методика обучения и воспитания детей с нарушением слуха;
  • тифлопедагогика – теория и методика обучения и воспитания детей с нарушениями зрения;
  • коррекционная педагогика – теория и методика воспитания детей, имеющих обще или какие-либо отдельные нарушения психической сферы и поведения.

Развитие педагогики в дальнейшем будет способствовать процессам углубления дифференциации педагогических знаний, а с другой стороны – потребности разрабатывать и развивать общепедагогические теории, а также междисциплинарные отрасли педагогического знания.

Дата последнего обновления статьи: 14.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot