Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимосвязь принципов обучения

Принцип – это основополагающая идея, ведущее правило, руководящее требование к осуществлению деятельности.

Принцип обучения – это одно из основных требований к процессу обучения, основой которого являются методы и средства организации и реализации педагогического процесса.

Единство и взаимосвязь принципов обучения

Принципы обучения, используемые в современной дидактике, образуют единую систему, находясь в тесной взаимосвязи друг с другом. Реализация одного из принципов обучения связана с реализацией других, и все вместе они отражают особенности процесса обучения, так как его понимает современная дидактика. Комплексное использование принципов обучения позволяет педагогу организовать и реализовать эффективный учебный процесс, способствующий достижению цели обучения.

Замечание 1

Таким образом, все принципы обучения направлены на реализацию ведущего принципа обучения – принципа единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Данная направленность является интегральным свойством системы, цель которой решение задач воспитания и обучения, а также достижение гармонизации педагогических влияний на личность ребенка.

В указанную систему принципов обучения не входят такие общепедагогические принципы как: гуманизации, информатизации, комплексности, оптимизации и ряда аналогичных принципов. Однако их требования к организации процесса обучения отражены в иных дидактических принципах.

Таким образом, принципы обучения формируют единую систему принципов, основой которой является общая цель воспитания и обучения детей.

Взаимосвязь принципов обучения прослеживается в том, что при организации учебного процесса реализация каждого отдельного принципа тесно связана с реализацией и ряда других. Использование же только одного какого-то принципа приводит к тому, что и принцип, и процесс обучения теряют свою определенность, превращаясь в итоге в верные, но не дающие конкретности дидактические ориентиры.

Например, реализация принципа индивидуализация подразумевает использование и ряда других принципов для достижения конечной цели, таких как принцип наглядности, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активность и т.п. То есть, если педагог организует индивидуальную работу с ребенком, цель которой решение ряда учебных проблем и сложностей, то подача учебного материала будет понятнее при сопровождение устной речи учителя наглядными материалами, а сам учебный материал будет доступнее ребенку, если при его подборе будут учтены умственные возможности ученика. Таким образом, при организации и реализации индивидуальной работы с учеником, педагог использует несколько принципов в комплексе для эффективности учебного процесса и достижения поставленной цели.

«Взаимосвязь принципов обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Итак, принципы обучения образуют единую систему, которая скреплена тесной взаимосвязью принципов. Реализация одного принципа связана с реализацией и других. В итоге все вместе они отражают особенности процесса обучения и его основной педагогической цели.

Свойства взаимосвязи принципов обучения:

  1. Осуществление единого принципа воспитывающего и развивающего обучения. Данная направленность является основным свойством единой интегральной системы принципов обучения.
  2. Направленность на достижение педагогических целей. Взаимосвязь принципов обучения и их комплексная реализация направлены на организацию и реализацию эффективного учебного процесса.
  3. Сохранение специфичности принципов обучения. Несмотря на взаимосвязь принципов и их проникновение друг в друга, каждый дидактический принцип должен отображать свой особый характер. В случае, если внутри системы принцип теряет свою конкретность и определенность, то он становится общим и уже не дает того результата, который ожидает от его реализации педагог.
  4. Гармоничность и целесообразность сочетания принципов. Дидактические принципы обучения необходимо применять в комплексе, но при этом нужно учитывать ряд факторов целесообразности их применения: возраст детей, особенности учебного процесса (дошкольное, школьное, профессиональное образование и т.д.). Несмотря на то, что все принципы связаны в единую систему при реализации учебного процесса необходимо опираться только на те, которые целесообразны для конкретного педагогического процесса и его субъектов.
Замечание 3

Принципы обучения – это не статические догмы, они находятся в постоянной динамике (развитии). Развитие и совершенствование принципов обучения связано с достижениями современной дидактике и требованиям к современному процессу воспитания и обучения детей. Помимо традиционных принципов обучения формулируются и выделяются новые, актуальные принципы обучения.

Рекомендации по реализации принципов обучения

При организации и реализации учебного процесса педагог должен ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их комплексное применение. Система принципов обучения обеспечивает подбор эффективных методов и средств, для достижения поставленной цели и организации эффективной деятельности учащихся в рамках реализованного учебного процесса.

Педагог, при выборе принципов обучения, должен рассматривать каждый принцип в отдельности, а также его место и роль в системе. Принципы обучения, реализуемые педагогом, рассматриваются им исходя из поставленной цели, и должны быть своего рода ядром учебного процесса.

Педагог должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т. д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Таким образом, все процессы обучения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Невозможно организовать эффективный учебный процесс, опираясь только лишь на один принцип. Для достижения педагогической цели необходима реализация системы взаимосвязанных принципов.

Дата последнего обновления статьи: 12.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot