Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека

Все предметы / Психология / Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека

Соотношение обучения и развития

Определение 1

Развитие – это процесс формирования и изменения внутренних качеств человека.

Педагогическая психология находится между педагогикой и психологией и является сферой изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.

Соотношение обучения и развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Соотношение обучения и развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если педагогика изучает процесс учения, то педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками.

Развитие может быть:

  • физическим,
  • физиологическим,
  • психическим,
  • социальным,
  • духовным.

Физическое развитие связанно с изменением веса, пропорций тела и его ростом, физиологические - с изменением функций систем и органов человека, психическое - с усложнением психических процессов и способностей человека. Социальное развитие человека означает вхождение его в экономические, общественные, правовые, производственные отношения. Духовное же развитие – это венец развития человека, осмыслившего свое предназначение в жизни и ответственность перед настоящим и будущим поколениями. Показателем духовного развития может быть ответственность за свою жизнь и жизнь людей, ответственность за свое развитие.

Развитие происходит в течение всей жизни индивидуально в процессе воспитания. При совершенном воспитании темпы развития человека укоряются.

Замечание 1

В течение всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга. Центральной проблемой педагогической психологии является связь между развитием и обучением.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологические концепции в первую очередь стараются выявить законы развития ребенка. На развитие детской психологии оказали влияние исследования Л. Термена и А. Гезелла, которые разработали систему диагностики развития психики ребенка от рождения до юношества. Соотношение между научением и развитием А.Гезелл анализировал, используя близнецовый метод. Также он разработал метод продольного лонгитюдного исследования детей и подростков. Он обнаружил, что чем меньше возраст ребенка, тем быстрее происходит изменение его поведения.

Вопрос о характере соотношения обучения и развития остается существенным. На решение данного вопроса разные ученые имеют разные точки зрения, например, У. Джеймс, К. Коффка, Э. Торндайк, Дж. Уотсон считают, что обучение и есть развитие, хотя природу научения все понимают по-разному. Обучение, считает В.Штерн, идет в хвосте развития, а, по мнению Ж. Пиаже, развитие не зависит от обучения. Выготский Л.С. и Дж. Брунер считают, что обучение идет впереди развития, оно продвигает его дальше и вызывает в нем новообразования, т.е. обучение опережает развитие. Развитие может проходить как медленно, так и бурно и, как считает Л.С. Выготский, может носить революционный и даже катастрофический характер.

Ученый указывает на то, что педагогическая система может отставать от этих изменений, а результатом будет неуспеваемость и трудновоспитуемость ученика, и ряд причин этого может скрываться непосредственно в динамике возрастного становления.

Замечание 2

Выготский постоянно подчеркивал, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности.

Отдельные факторы и их роль в психическом развитии человека

Вопрос о психическом развитии человека является центральным вопросом психологии, её теоретическим и практическим фундаментом. У ученых взгляды на природу психики абсолютно противоположны – одни считают, что источником развития психики является среда, а биологические и врожденные факторы в психическом развитии отрицают. Другие ученые считают, что психика ребенка с самого рождения имеет всё необходимое, потому что природа является идеальным творцом и ей надо просто довериться.

Современная психология развития занимает позицию понимания необходимой важности и тех и других факторов.

Генетики исследуют распределение генетических факторов на разных возрастных отрезках и изменение наследуемости в процессе развития. Значительная часть специалистов считают, что в течение жизни с увеличением возраста роль наследственности становится менее важной, потому что человек накапливает жизненный опыт. Это является подтверждением того, что влияние окружающей среды приводит к минимуму влияния наследственности на образ жизни.

Проведенные исследования подтверждают факт изменения когнитивных способностей человека в зависимости от среды его проживания. Данные показали, что семейная среда для общей когнитивной способности не так и важна, такой вывод был сделан по результатам исследования приемных детей. Различия между ними и их биологическими родителями с возрастом увеличивались.

Психогенетики определили, что в продолжение жизни человека генетические факторы и среда влияют неравномерно. Исследования показывают наличие двух переходных периодов генетических влияний на развитие когнитивных способностей – это переход от младенчества к раннему детству и от раннего детства к младшему школьному возрасту.

Психология развития и генетика имеют сведения о том, что развитие человека определяется и генетическими факторами, и факторами среды.

Активизация генетических программ дает возможность наследственности оказывать влияние на развитие интеллекта, но, чтобы генетический потенциал был полно реализован, факторы среды должны способствовать, а не мешать развитию человека. Только в этом случае результат будет максимальный.

Важнейшим принципом развития является принцип завершающего равенства, суть которого состоит в том, что один и тот же результат развития можно достигнуть разными путями. Этот же принцип объясняет факт того, что один человек развивается быстрее, а другой медленнее.

Периодизация развития психики

Развитие человека происходит индивидуально, в онтогенезе происходит реализация общих и индивидуальных закономерностей развития и зависит от вариаций генетических программ, среды и тех обстоятельств, в которых оно происходит.

Одна из закономерностей развития человека – цикличность. Структурирование общих закономерностей цикла жизни человека является периодизацией развития психики, имеющей сложную организацию во времени.

Год и месяц жизни человека имеет разную ценность значения. Например, отставание 2-х летнего ребенка в интеллектуальном развитии на 6 месяцев, является серьезным показателем неблагополучия. Такое же по времени отставание 6-ти летнего ребенка рассматривается как некоторое снижение темпа развития, а у 16-летнего подростка оно будет считаться незначительным.

Вторая особенность развития связана с его гетерохронностью, которая означает неравномерность. Гетерохронность касается как отдельных аспектов индивидуального развития, так и целых психических процессов. Процессы восприятия, например, имеют ранние сроки развития, а развитие эстетического восприятия происходит в зрелые годы жизни человека. Эта неравномерность в индивидуальном порядке проявляется несовпадением физического, психологического, хронологического аспектов развития.

С гетерохронностью развития связаны критический и сензитивный периоды развития. Наиболее благоприятным является сензитивный период развития, в это время индивид имеет большую чувствительность к изменению какой-либо функции, развитию способности. Например, в развитии речи сензитивным является возраст от 9 месяцев до 2-х лет.

Безусловно, функция речи будет развиваться и после, но в этом периоде она развивается более интенсивно. Сензитивный период развития речи ребенка наступает в одно и то же время во всех человеческих культурах.

Если какая-либо способность или функция на определенном этапе развития человека не может реализоваться, то этот период носит название критического.

В развитии человека критические периоды довольно редки и встречаются в период беременности или на самых ранних стадиях развития младенца.

Нереализованная в критический период функция может быть безвозвратно потеряна. В отношении критического периода развития человека единого мнения не существует. Психическое развитие ребенка, считал Л.С. Выготский, имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисными он называл «повороты» в развитии психики человека, вызывающими появление новообразований.

Развитие речи приводит к тому, что уже у детей 2-летнего возраста мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис