Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

Все предметы / Психология / Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

Общие сведения о физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем

Определение 1

«Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) и сенсорных систем» – это наука, занимающаяся изучением нейрофизиологических механизмов поведения и психики, базирующаяся на принципе рефлекторного отражения окружающего внешнего мира.

«Физиология ВНД и сенсорных систем» представляет собой материалистическое учение, раскрывающее основные закономерности работы головного мозга человека, внутренние механизмы и природу памяти, обучения, мышления, эмоций и сознания.

«Физиология ВНД и сенсорных систем», как учебная дисциплина направлена на овладение учащимися природы условных и безусловных рефлексов, а также закономерности работы сенсорных систем, установление их значения в формировании психической деятельности.

Замечание 1

Таким образом, основной целью «Физиологии ВНД и сенсорных систем» является установление и раскрытие основных закономерностей условной рефлекторной деятельности нервной системы, а также изучение особенностей получения (приема) и последующей переработке информации в сенсорных системах.

Главные задачи, решаемые «Физиологией ВНД и сенсорных систем» являются:

  1. Установление нейрофизиологических механизмов условно-рефлекторной деятельности.
  2. Расширение принципов взаимодействия процессов торможения и возбуждения в нервной системе.
  3. Выявление основных особенностей взаимодействия и функционирования сенсорных систем.
  4. Определение значения сенсорной информации в психической деятельности.

Предмет «Физиологии ВНД и сенсорных систем», был выделен в начале ХХ века И. П. Павловым, – исследование психических (высших) форм деятельности мозга.

Основной единицей, деятельности мозга был установлен условный рефлекс, который отражает весь сложный мир процессов ВНД.

Готовые работы на аналогичную тему

Учебная дисциплина «Физиология ВНД и сенсорных систем» находится в тесной взаимосвязи с такими дисциплинами как: «Психофизиология», «Физиология центральной нервной системы» и некоторыми другими.

История возникновения и развития «Физиологии ВНД и сенсорных систем»

Основателем «Физиологии ВНД и сенсорных систем» как самостоятельной науки, является И.П. Павлов, который впервые открыл и описал принцип условно-рефлекторной связи. По мнению И.П. Павлова в основе психической и высшей нервной деятельности заложены условные и безусловные рефлексы.

Однако зачатки данной науки можно наблюдать и в упоминаниях римских и древнегреческих ученых, которые занимались исследованием сущности психики человека.

Открытия, имеющие набольшее значение для развития науки «Физиология ВНД и сенсорные системы»:

  1. Понимание физико-химических процессов, которые составляют основу возбуждения нервной системы. Данные исследования проводились английскими учеными А. Ходжкиным, А. Хаксили, Дж. Экклзом в 1963 году и заслужили Нобелевскую премию. Позднее на основании этих исследований Ю. Бернштейн сформулирован «мембранную теорию».

  2. Исследование процесса передачи сигналов от одного нейрона к другому, а также к иным клеткам организма. Исследования проводились И.П. Павловым, на простейших моллюсках, насекомых и на ряде других беспозвоночных животных. Особое значение имели опыты, проводимые на мелких животных (мыши, крысы, морские свинки и т.д.). Их ученый использовал для изучения прижизненных срезов головного мозга. Позднее исследования И.П. Павлова продолжил Д. Хебб, которым в 50-х года была выведена теория, получившая название «синапс Хебба».

  3. Выявление локусов генома – это одно из важнейших достижений в области физиологии ВНД. В ходе исследования были выявлены локусы генома, которые отвечают за синтез ряда биологически активных веществ (неропептиды, гормоны, медиаторы), принимающих активное участие в деятельности нервной системы.

  4. Исследования развития ВНД в онтогенезе. Данные исследования имеют важное значение, так как они позволили установить, что формирование личности человека, овладение им необходимым умениями и навыками возможно только в определенный период. В случае, если «время упущено», то психика попросту не позволит овладеть этими умениями и навыками в дальнейшем. Исследования проводились на птенцах гнездовых птиц, которых «отрывали» от родителей и выращивали в неспецифических средовых условиях. Птенцы, выросшие вне своего гнезда и рода, не овладевали пением, не имели навыков по выбору партнера и некоторые иные отклонения в развитии. Позднее данные исследования подтвердились в процессе изучения психики и развития, так называемых «детей Маугли».

  5. Исследования, проводимые в области физиологии сна. К классическим исследованиям относятся исследования, проводимые в 1949 году Г. Мэгуном и Д. Моруцци, позволившие решить одну из ведущих проблем физиологии сна в пользу регуляторных структур мозгового ствола.

  6. Исследования лимбической системы – данные исследования были направлены на решение основных проблем в области физиологии ВНД. Например, особое значение имеют исследования эмоций, мотивации и подкрепления, то есть всех тех процессов, которые имеют отношение к формированию условно-рефлекторного и инстинктивного поведения человека и животных. Было установлено, что все те механизмы нейроэндокринной регуляции, которые заложены в основу репродуктивных и сезонных форм поведения, находятся в неразрывной взаимосвязи с физиологией лимбической системы.

  7. Выделение еще одного типа ВНД. Данный тип ВНД не является условно-рефлекторным, он представляет собой рассудочную деятельность, которая представляет собой некоторую предтечу интеллекта. Этим типом ВНД обладает только человек, некоторые виды млекопитающих и птиц. Исследования проводились на основании того, что мозг человека значительно выделяет его среди иных млекопитающих, а также он постоянно эволюционирует и развивается.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Сергеевна Исаева

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис