Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы обучения Коменского

Замечание 1

Ян Амос Коменский (28 марта 1592 – 15 ноября 1670 гг.) - чешский писатель, гуманист и общественный деятель. Является основоположником научной педагогики. Ему принадлежит разработка классно-урочной системы образования, а также принципов обучения детей.

Учение Я. А. Коменского

Я. А. Коменский - основоположник педагогики нового времени. Именно в его трудах были изложены и проанализированы важнейшие проблемы педагогики. Труды Я. А. Коменского, по рассматриваемым проблемам, остаются актуальными и на сегодняшний день. Фундаментальными трудами Коменского являются «Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков» и др.

В «Великой дидактике» Я.А. Коменский рассмотрел и проанализировал вопрос об общих принципах обучения (дидактические принципы). Выделенные Коменским принципы обучения представляют собой общеметодические положения, на которые должен опираться каждый педагог при организации и реализации педагогического процесса.

Замечание 2

На сегодняшний день в педагогике принято различать дидактические (общие) и методические (частные) методы обучения.

Я. А. Коменский в своих трудах не просто выделил принципы обучения и указал необходимость ориентироваться на них в педагогическом процессе, но и подробно раскрыл сущность каждого из выделенных принципов.

Еще одной величайшей заслугой Я. А. Коменского является разработка классно-урочной системы обучения. Им было дано обоснование урока, как оптимальной и важной единицы обучения детей в школе.

До разработки Я. А. Коменского в истории школы и педагогики применялись различные формы организации воспитательно-образовательного процесса.

Урок, как форма организации, имеет короткую историю существования, в сравнении со школой и процессом обучения в целом. Ранее, до разработки Коменского, применялась индивидуальная работа учителя с ребенком. Это было связано с тем, что в школе того времени не было определенной системы по принятию детей в школу, то есть ребенок мог прийти на обучение в любое время года. В связи с чем, обучение происходило индивидуально, дети не только занимались с педагогом, но и получали от него индивидуальные занятия. Индивидуальное обучение было принято практически во всех странах почти до 18 века. С разработкой и внедрением классно-урочной системы, процесс обучения был систематизирован и упорядочен.

«Принципы обучения Коменского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Дидактические принципы Яна Амоса Коменского

Принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает, что ребенок в процессе обучения должен осознавать для чего он получает знания, быть мотивирован на процесс обучения. Ребенок не должен пассивно принимать информацию, которую ему передает учитель, путем «зубрежки» и механического заучивания (запоминания) учебного материала, он должен быть активным участником учебного процесса.

Я. А. Коменский считал, что главное в успешном обучении является понимание ребенком сущности и явлений предметов, их осознание. Для этого ребенок должен получать не только теоретические знания, но и их практическое подкрепление. Педагог должен не просто «вбивать» в голову знания, а раскрывать их значение, вовлекая ребенка в педагогический процесс.

Согласно Я.А. Коменскому, сознательное получение знаний неразрывно связано с активностью учащегося, с его творческим началом. Воспитание в ребенке активности и самостоятельности он считал одной из самых важных задач педагогики.

Принцип наглядности. Данный принцип предполагает использование различного рода наглядностей, которые оказывают влияние на чувственное восприятие ребенка и способствуют лучшему усвоению знаний.

Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом успешного обучения. Это связано с тем, что наглядности используются в педагогическом процессе еще с тех времен, когда не существовало школ. Новые знания детям передавали путем наблюдения за явлениями и предметами в естественной среде. Для лучшего понимания наглядности представляли совместно со словесным сопровождением.

На сегодняшний день в качестве наглядных средств используются различные плакаты, макеты, чертежи, иллюстрации и т.д. Помимо этого возможно использование естественных методов наглядности, то есть наблюдение за предметами и явлениями в их обычной среде обитания (экскурсии, походы и т.п.).

Замечание 3

Таким образом, Я. А. Коменский считал наглядность не просто принципом обучения, который помогает лучшему усвоению учебного материала, но и средством, значительно облегчающим процесс обучения, как педагогу, так и ребенку.

Принцип постепенности и систематичности знания. Данный принцип, выделенный Я. А. Коменским, предполагает, что процесс обучения должен осуществляться постепенно от «простого» к «сложному». То есть каждый предыдущий этап, должен быть предпосылкой (фундаментом) для следующего. Весь процесс представляет собой упорядоченную систему, запланированную педагогом заранее (на учебный год, полугодие, четверть), с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Последовательность и систематичность предполагают подачу учебного материала таким образом, чтобы прослеживалась логика обучения, наблюдалась связь между новым учебным материалом и изученным ранее.

Я. А. Коменский вкладывал следующее содержание в данный принцип:

  • должен быть установлен точный порядок обучения во времени;
  • новый учебный материал предоставляется ученикам согласно их уровню знаний;
  • все изучается последовательно, начиная с начала и до самого завершения;
  • полученные знания должны иметь причинную связь.

Правила реализации принципа последовательности и систематичности, согласно Я.А. Коменскому:

  1. планирование уроков на определенный период (год, месяц, неделя и т.д.), с установкой учебных задач;
  2. -решение учебных задач постепенно с учетом возможностей детей;
  3. преподавание предмета осуществляется на протяжении того времени, которое необходимо для его полного освоения детьми;
  4. новый материал должен опираться на ранее пройденный, и быть связан с ним;
  5. обучение происходит от «общего» к «частному».
  6. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Я. А. Коменский и упражнение, и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Дата последнего обновления статьи: 06.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot