Обследование моторных функций как часть психологопедического обследования
В современной коррекционной педагогике при обследовании ребенка особо актуальным является комплексный подход. Чтобы адекватно спланировать программу логопедической и лечебной работы, а также определить ее эффективность, необходимо проведение комплексного обследования, которым предполагается согласованная работа разных специалистов.
Комплексное обследование обычно включает три этапа:
- сбор анамнеза;
- обследование состояний общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики;
- изучение личностных особенностей детей.
Моторика – это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, которые характерны для человека.
Объект исследования моторных функций – состояние произвольной двигательной сферы. Предмет – различные приемы и методы обследования моторной сферы.
Речь – это деятельность, осуществляемая при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы.
В осуществлении функции речи участвуют слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Чтобы правильно произнести звук, ребенок должен воспроизвести артикуляторный уклад, включающий сложный комплекс движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть скоординированными в своей работе, а речевые движения – соотнесенными с соответствующими слуховыми ощущениями.
Развитие двигательного аппарата – фактор, которым стимулируется речевое развитие, также ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у любого ребенка. Бернштейн Н. А. определил несколько этапов выполнения произвольных движений, которые должны быть учтены в процессе коррекционной работы с разными формами речевых патологий, характеризующихся нарушением в произвольных моторных актах:
- На начальном этапе протекают процессы восприятия и оценки ситуации самим индивидом, включенным в ситуацию.
- На втором этапе намечают двигательную задачу и образ того, что должно получиться. Двигательную задачу постепенно усложняют, а ЦНС подстраивается под то, чтобы двигательная задача и модель будущего движения совпадали.
- На третьем этапе программируется решение поставленной задачи, то есть индивид самостоятельно ставит цель и содержание движения, а также выбирает адекватные средства, посредством использования которых он решит двигательную задачу.
- На четвертом этапе фактически выполняются движения: ребенок преодолевает все избыточные степени движения, превращая его в управляемую систему и выполняя нужно целенаправленное движение. Это возможно только при овладении ребенком координацией движений.
Принципы обследования моторных функций и речи
Принципы – это исходные теоретические положения, на основании которых педагог выстраивает свою диагностическую и коррекционную деятельность.
Правильно разработанные принципы – основа эффективной диагностики и коррекции нарушений речи, поэтому вопрос, касательно принципов восстановительного обучения актуален и для нашей страны, и за рубежом. Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы выступает учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития детей.
Одним из таких принципов является комплексный подход. Системное изучение ребенка и структуры коррекционных мероприятий – один из важнейших подходов в методологии отечественной педагогики. Реализацией данного принципа обеспечивается устранение причин и источников нарушений, а его успех основан на результатах диагностического обследования.
Комплексный подход в качестве одного из основных педагогических принципов, предполагает требование всесторонне тщательно обследовать и оценивать особенности развития ребенка. Данным подходом охватывается не только речевая, интеллектуальная, познавательная деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический, речевой и психический статусы.
В процессе разработки диагностических основ, в том числе и для речевой диагностики, особое значение имели два положения Выготского. Одно из них заключается в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняются и в случае аномального развития и являются общими для всех ситуаций. Но Выготский также отмечал и наличие специфических закономерностей аномального развития, которым было затруднено взаимодействие ребенка и окружающих людей.
Принцип системного подхода получил глубокое развитие в исследованиях Выготского, его учеников и последователей, именно он стал одним из основных в методологии
Все принципы подразделяются на психофизиологические, психологические и педагогические.
Психофизиологические принципы:
- квалификация дефекта;
- опора на сохранные анализаторы при обучении, опирающийся на учение о функциональных системах и их пластичность;
- опора на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей;
- опора на разные уровни организации психических функций;
- контроль, так как потоком обратной сигнализации обеспечивается своевременная коррекция допускаемых речевых ошибок.
Психологические принципы:
- опора на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности человека;
- опора на предметную деятельность;
- организация деятельности, опирающейся на программное обучение;
- учет личности ребенка, его индивидуальности, что должно быть основой целостного коррекционно-образовательного процесса.
Педагогические принципы:
- от простого к сложному;
- учет объема и степени разнообразия материала – вербального и наглядно-иллюстративного;
- учет эмоциональной стороны материала.
Иными словами, основные принципы системы коррекционно-педагогической работы предполагают раннее начало работы с поэтапным развитием нарушенных функций речи, а также творчество, систематичность, последовательность, активность и наглядность. Все обозначенные принципы находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Их широко применяют в процессе коррекционной работы, но обязательно учитывают компенсаторные возможности и личностные особенности детей с речевыми нарушениями. Названные принципы – научная основа, способствующая выбору наиболее оптимальных диагностических коррекционно-образовательных мероприятий.