Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическая коррекция ДЦП

Дети с диагнозом ДЦП

Определение 1

Психокоррекция эмоциональных нарушений у детей с ДЦП – это организованная система психологических воздействий, основным направлением которых является смягчение эмоционального дискомфорта, повышение активности, устранение вторичных личностных реакций.

Комплексное лечение при ДЦП должно быть направлено как на устранение патологий, так и на общее оздоровление организма. Большую помощь в решение этой проблемы может оказать психологическая коррекция личности.

Дети с данным диагнозом остро чувствуют собственные недостатки, неуверенность в себе, испытывают постоянное чувство тревожности, страх и паническое состояние. Для благополучного лечения в физическом плане важно, чтобы эти чувства были полностью исключены.

Основными случаями психокоррекции являются кризисы, приводящие к потере смысла жизни, психопатия, наличие агрессивных тенденций.

Очень важным моментом в этих случаях является то, чтобы лечением занимался опытный специалист вместе с опытным лечащим врачом, потому что за ситуацией необходим постоянный контроль.

На первом этапе лечения будет лучше, если психокоррекция будет происходить в индивидуальном порядке, чтобы ребенок смог адаптироваться к необычному лечению.

Коррекционный метод выбирается тот, который сможет дать лучшие результаты.

С помощью психокоррекции специалист объясняет ребенку безопасность мира, в котором живет ребенок с ДЦП, объясняет, что он индивидуальность с собственными навыками.

Необходимо вселить в ребенка веру в собственные силы, зарядить позитивом и бодростью для дальнейшего лечения.

Игровой подход к коррекции становится лучшей методикой и может проходить вместе с родителями, цель которых наблюдать за деятельностью ребенка. При таком подходе позиция психолога становится главным аспектом правильной психологической коррекции, поэтому специалисту необходимы такие навыки, как умение создать комфортную обстановку, понимать мир ребенка, умение создать атмосферу безопасности.

«Психологическая коррекция ДЦП» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Кроме этого, специалисту важно создать своеобразное чувство вседозволенности и поощрять ребенка даже за самое маленькое достижение, добиться, чтобы ребенок самостоятельно принимал решения, основываясь на собственном опыте.

Псикоррекционная работа с детьми с ДЦП

Замечание 1

ДЦП – тяжелое заболевание нервной системы, часто приводящее к инвалидности.

Это заболевание у детей стало одним из самых распространенных - статистика показывает, что в среднем 6 малышей из каждой 1000 новорожденных страдают церебральным параличом.

Это заболевание является результатом повреждения мозга в раннем онтогенезе или результатом недоразвития. При этом особенно страдают большие полушария мозга, отвечающие за регуляцию произвольных движений, речи и других корковых функций.

Заболевание проявляется в виде различных психических, речевых, двигательных нарушений, которые в клинической картине являются ведущими.

Поскольку ДЦП не относится к прогрессирующим заболеваниям, то с возрастом и под действием лечения состояние ребенка улучшается.

Механизм этих специфических отклонений в психическом развитии очень сложен и определяется временем и степенью локализации мозгового поражения.

Вопросы психологической помощи детям, страдающим церебральным параличом, освещены недостаточно, хотя этой проблеме посвящено значительное количество работ.

Среди отечественных специалистов известны работы А. Данилова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.

Динамика умственного и личностного развития таких детей будет положительной, если методы психологической помощи правильно подобраны с обязательным учетом индивидуально-психологических особенностей.

Специалисты делят процесс психологической диагностики детей с ДЦП на психологическую диагностику развития моторных, сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций, особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик ребенка.

Цель психологической коррекции заключается в исправлении нарушений в психическом развитии ребенка, профилактика отклонений в развитии, гармонизация личности.

Важное значение имеет ориентация на сложные системноструктурные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза.

Учитывая возраст ребенка с церебральным параличом, можно разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий, опираясь на системнострутурные модели психического дизонтогенеза.

Психокоррекция идет в двух основных направлениях:

  • во-первых, идет возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и их активизация;
  • во-вторых, идет ориентация на уровень ближайшего развития ребенка.

Важной частью психокоррекции больных детей является работа с родителями, испытывающими эмоциональный дискомфорт в связи с тяжелой болезнью ребенка.

Задача психолога – смягчить этот дискомфорт, сформировать положительные установки на помощь ребенку, найти адекватный стиль воспитания детей с ДЦП.

Психокоррекция проводится на основе доступного ребенку деятельностного подхода. При несформированной игровой деятельности психокоррекцию проводят в контексте предметно-практической деятельности.

Важным является принцип комплексного подхода к психокоррекции – это контакт с педагогом-дефектологом, логопедом, воспитателем, родителями.

Замечание 2

Психологу в процессе коррекции необходимо ориентироваться как на уровень актуального развития ребенка, так и на его потенциальные возможности – этот иерархический принцип является самым важным.

Психокоррекция познавательных процессов детей с ДЦП

Дети с церебральным параличом имеют сложную структуру интеллектуального дефекта, которая требует дифференцированного подхода к психокоррекции.

Это говорит о том, что составление психокоррекционной программы требует учета формы, специфики и степени тяжести нарушения психических функций.

Интеллектуальные нарушения при ДЦП имеют большой диапазон – от нормального уровня психического развития до умственной отсталости.

Первичным дефектом при тяжелой форме интеллектуального нарушения является недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

У детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием отмечаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в замедленном темпе узнавания предметов, трудностях обобщения сенсорных сигналов.

Отсюда основными задачами психокоррекции сенсорных процессов являются:

Развитием конструктивной деятельности дошкольников занимался А. Р. Лурия, проведя психологический анализ, он пришел к выводу, что обучение конструированию по моделям в значительной степени влияет на умственное развитие, на развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза ребенка.

Конструктивное моделирование по методике А. Р. Лурия предполагает, что в ходе занятий дети смогут обучиться:

  • самостоятельным способам обследования образцов;
  • самостоятельным способам решения конструктивных задач;
  • словесному анализу пространственных положений деталей конструкции;
  • самостоятельному поиску своих ошибок.

Параллельно с конструированием идет обучение рисованию, где выделяется 4 этапа – обучение элементарным вертикальным и горизонтальным графическим движениям, произвольному управлению графическими движениями по трафаретам, конструированию предметов из готовых форм, изображению предметов с натуры.

Дети с ДЦП наряду с психическим недоразвитием имеют недостаточный объем памяти и запоминания, трудности приема, хранения и воспроизведения информации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot