Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Адаптация детей разного возраста к условиям дошкольного учреждения

Специфика прохождения адаптационного периода в ДОУ

Определение 1

Адаптация – это приспособление к различным условиям окружающей жизнедеятельности.

Адаптация бывает биологической, физиологической, социальной, профессиональной и иных форм, предполагающих приспособление к разным условиям жизнедеятельности.

Адаптация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Адаптация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При попадании ребенка в новую социальную среду происходит этап его приспособления к ней и привыкания к новым условиям, новым правилам, новым людям, новому порядку. Потому, процесс адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации имеет свои особенности проявления. В первую очередь они связаны с возрастными особенностями развития детей. Так, на каждом этапе возрастного развития попадание в ДОУ сопряжено с рядом специфических черт прохождения адаптации к новым условиям.

Специфическими характеристиками периода адаптации детей к ДОУ являются следующие:

  1. Необходимость проведения предварительной подготовки ребенка к его включению в образовательное пространство ДОУ. Требуется реализация постепенного привыкания к условиям ДОУ, с учетом психологических параметров готовности каждого конкретного ребенка;
  2. Вариативность тяжести адаптационного периода. Каждый ребенок, на каждом возрастном этапе развития проходит адаптацию в разных формах. Степень тяжести адаптации определяется особенностями личностного развития, условиями ДОУ, отношением педагогов, создание предметно-развивающего пространства и возрастной динамикой развития;
  3. Длительность адаптационного периода зависит от ряда факторов: состояния здоровья, соответствия методов семейного воспитания и методов воспитания, применяемых в ДОУ, функционирования нервных и психических процессов организма, контраста семейно обстановки и условий ДОУ, предшествующего отлучения ребенка от мамы на определенные временные периоды;
  4. Формирование негативных поведенческих реакций в ходе прохождения детьми адаптации. Это может быть агрессия, грубость, противостояние, апатия, лень, дерзость и др. Каждое поведение имеет, также, свою специфику проявления разными детьми в разные возрастные периоды развития.
«Адаптация детей разного возраста к условиям дошкольного учреждения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Адаптация детей ясельной группы ДОУ

Процесс адаптации детей раннего возраста, пожалуй, является самым сложным и стрессовым для ребенка.

Ясельные группы ДОУ набирают детей с 1,5 летнего возраста. При этом, приспособление детей, которым еще нет двух лет, к новой среде является крайне болезненным процессом. Гораздо продуктивнее адаптация проходит после двух лет. Это обусловлено активным развитием любознательности ребенка и желанием познавать окружающих мир. Конечно, желание находится рядом с мамой в этот возрастной период и познавать мир вместе с ней является достаточно сильным. Потому, привыкание более сложное, болезненное и проблематичное.

Специфическими характеристиками адаптационного периода ребенка ясельной группы являются:

  1. Тревожное состояние в течение длительного времени. Оно вызвано неготовностью изменять обстановку, соблюдать дисциплину, потребностью во внимании родных, изменением режима дня, психологической неготовностью ребенка к посещению ДОУ;
  2. Неразвитость навыков самообслуживания, усложняющих процесс нахождения ребенка в ДОУ;
  3. Испытание отрицательных первых впечатлений от посещения дошкольного заведения;
  4. Отсутствие психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Здесь все зависит от развития эмоциональной сферы ребенка, его связи с мамой, нехватки эмоционального общения с ней;
  5. Испытание новых эмоций и впечатлений. Они вызывают нервное перенапряжение, приводят к излишней чувствительности, эмоциональным взрывам, которые проявляются в разных формах;
  6. Наличие страхов, связанных с новой обстановкой, новыми людьми, новыми ситуациями.

Таким образом, дети раннего возраста требуют особого подхода к реализации процесса адаптации при их попадании в ДОУ. Их необходимо тщательно подготовить к ДОУ и вводить в новую среду постепенно. при этом, важно помнить, что посещение дошкольной образовательной организации является серьезным стрессом для малыша. В это время ему необходимо большое количество внимания, общения с родными и удовлетворение всех его потребностей и интересов.

Адаптация к условиям ДОУ детей младшей группы

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) адаптация ребенка к ДОУ реализуется в опоре на его потребность в общении и взаимодействии с окружающим миром, желании развивать новые навыки и умения. Все психические процессы находятся в фазе активного развития. При этом, ребенок вступает в период кризиса, связанного с осознанием своего «Я» и желанием быть полностью самостоятельным и независимым.

В это возрастной период развития наблюдается проявление частых капризов. Они вызваны неудовлетворенностью собой, непониманием своих желаний и потребностей.

В период адаптации особенно важно не уступать ребенку в его нежелании посещать ДОУ и невестись на поводу у его капризов. Им реализуется диагностирование своей значимости и методов достижения своей цели. Потому, он пробует добиваться своего плачем, истериками, капризами. Необходимо соблюдать единый режим дня дома в ДОУ, а также предъявлять к ребенку единые требования. Это согласуется с воспитателем.

Еще один важный момент: для данного возраста характерно развитие у малыша страха, что родители не заберут его из садика. Потому, требуется проведение ежедневных бесед о том, что родители заберут ребенка из сада, как самими родителями, так и воспитателями.

Адаптация к условиям ДОУ детей средней возрастной группы

Если ребенок идет в сад в 4-5 лет, то процесс его привыкания к его условиям является достаточно сложным, но быстрым. Порой, он проходит гораздо труднее, чем в более раннем возрасте, поскольку ребенок привык к домашней обстановке и не желает, чтобы его ругали, предъявляли к нему какие-то требования.

Переживания ребенка о себе и своих способностях находятся на пике развития. Потому, важно с первых дней сформировать понимание, что он любим и его обязательно заберут из ДОУ.

Большинство детей этого возраста быстро привыкают к новым условиям. Однако, встречаются и очень сложные случаи длительной адаптации.

Адаптация к ДОУ в старших группах

В возрасте пяти-шести лет процесс адаптации детей к условиям ДОУ имеет свою специфику. Она обусловлено поздним включением ребенка в социальную среду и не умением устанавливать продуктивное взаимодействие с другими детьми.

В первую очередь, ребенок не желает вести себя как все, подчиняться общим правилам и соблюдать нормы поведения. ему непривычен новый режим и непонятны, предъявляемые к нему требования.

Как правило, период адаптации длится не так долго. Однако, он может быть усугублен социальной неразвитостью ребенка, которая усиливается испытываемым стрессом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot