Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Основные особенности адаптационного периода ребенка

Определение 1

Адаптационный период – это временной промежуток, в течении которого ребенок испытывает нервное и психическое напряжение, вызванное изменениями привычного для него места пребывания, режима дня и окружения.

Процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения является достаточно сложным для него испытанием. Попадание в садик является для ребенка сильным стрессом, который вызывает нарушение его эмоционального состояния на определенный временной промежуток. Его длительность зависит от особенностей развития психических процессов конкретного ребенка.

Практически у всех детей период адаптации сопровождается нарушениями общего состояния, изменениями поведения, различными заболеваниями. При попадании в дошкольное учреждение ребенок сталкивается с необходимостью изменения своих привычек, приспособления к новым условиям, установлении новых связей и взаимоотношений.

Кроме того, процесс адаптации ребенка усложняется еще и сопровождающими этот процесс физиологическими и психологическими изменениями в организме ребенка. Они влияют на развитие негативного отношения ребенка к дошкольной организации, ее педагогам. Негатив приводит к развитию стрессов и психического дисбаланса в организме ребенка.

К основным особенностям прохождения адаптационного периода в ДОУ можно отнести следующие:

  1. Изменение эмоционального состояния ребенка. Ребенок может проявлять чрезмерное беспокойство, либо закрыться от всех и находиться в состоянии заторможенности. Также, у детей наблюдается повышенная раздражительность и напряженность;
  2. Нарушение сна и аппетита. Дети становятся очень взбудораженными и не могут заснуть, спят очень малый временной промежуток, сон беспокойный. Кроме того, часто, дети отказываются от еды, причем, не только в ДОУ, но и дома;
  3. Наличие серьезных функциональных изменений организма. Возможно повышение температуры, расстройство желудка и кишечника, появление аллергических реакций;
  4. Ребенок не выполняет привычные для него действия, которые он умеет и, которые доведены у него в домашних условиях до автоматизма. К примеру, ребенок может требовать, чтобы его покормили, хотя умеет есть сам, не стремится самостоятельно одевать обувь, не садиться на горшок и т.д.;
  5. Наблюдается снижение интереса ребенка к окружающему миру, другим людям, игрушкам;
  6. Снижается речевая активность. Ребенок не стремится разговаривать, причем, забывает слова, которые он знал, а новые не может усвоить;
  7. Снижается иммунитет ребенка. Поэтому, дети, только что поступившие в ДОУ, сталкиваются с частыми инфекционными заболеваниями, вирусами. Заболевания, которыми ребенок уже болел могут приобрести более сложную форму проявления;
  8. Торможение двигательной активности ребенка.
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Наиболее сложно адаптация проходит у детей двухлетнего возраста. В этот период нервные процесса ребенка находятся на пике развития и, потому он наиболее активно воспринимают окружающее воздействие, негативно реагирует на многие процессы и явления, а также перемены.

Стадии адаптационного процесса

Успех адаптации ребенка к условиям ДОУ определяется двумя основными параметрами:

  1. Внутренний баланс ребенка т.е. его комфортное эмоциональное состояние в дошкольном заведении, удовлетворенность его условиями и обстановкой.
  2. Адекватное внешнее поведение. Ребенок должен спокойно относится к условиям ДОУ, выполнять требования воспитателей, свободно чувствовать себя и вести с другими детьми.

Адаптация ребенка проходит в три стадии:

  1. Стадия острого восприятия. В этот период ребенок подвержен психическим разрушениям организма, заболеваниям разного характера. Ребенок теряет вес, плохо спит, часто более ОРВИ, имеет плохой аппетит и нарушается его активность. Длительность этой стадии составляет около месяца.
  2. стадия подострого восприятия. Поведение ребенка приходит в норму. Оно становится адекватным, все нарушения поведения ликвидируются, сохраняясь только в некоторых направлениях. Длительность этой стадии составляет от трех до пяти месяцев.
  3. Компенсационная стадия. Все темпы развития ребенка постепенно приходят в норму, имеющаяся задержка постепенно устраняется. Длительность этой стадии составляет около двух месяцев.
Замечание 1

Таким образом, первый год ребенка в дошкольном учреждении является адаптационным. Ребенок приспосабливается к новым условиям, новой социальной среде, учится жить по ее правилам.

Адаптация ребенка на острой стадии может иметь разную степень тяжести. Она зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Выделяют следующие степени тяжести детской адаптации в ДОУ:

  1. Легкая адаптация. Она характеризуется кратким временным периодом нарушений. У ребенка достаточно быстро восстанавливается сон и аппетит, нормализуется поведение. Адаптационный период проходит в течение двух недель.
  2. Адаптация средней тяжести. При ней происходит развитие заболеваний у ребенка, появляются аллергические реакции. Психологическое состояние ребенка находится в расшатанном состоянии и стабилизируется медленными темпами. Такая адаптация длится около месяца.
  3. Очень тяжелая адаптация. Она связана с нарушениями сна и аппетита, поведения, возникновением заболеваний, развитием апатии, эмоциональным сбоям, психическим нарушениям, нервным стрессам. Аппетит ребенка снижается быстрыми темпами, могут возникнуть расстройства пищеварения. Окружающих детей и незнакомых взрослых ребенок сторонится. Более того, у него может развиться агрессивное поведение, а адаптация перейти в хроническую форму.

Характер прохождения адаптации и степень ее тяжести обусловлены возрастными особенностями развития ребенка. Тяжелее всего адаптация проходит в возрасте до двух лет. После двух лет адаптация протекает гораздо проще, а после трех лет ее темпы сокращаются и степень тяжести, редко, бывает тяжелой степени.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot