Сущность неуспеваемости и возможные причины ее возникновения
Неуспеваемость – это процесс несоответствия уровня подготовленности учащихся требованиям, предъявляемым к структуре их знаний и навыков на конкретном этапе обучения.
Образовательные стандарты предъявляют конкретные требования к знанию учащимися содержания учебной программы. Они могут касаться определенного временного промежутка – урока, курса, четверти, полугодия, года и отражают минимальный перечень параметров, которые должны знать учащиеся в ходе освоения конкретного урока, учебного курса или учебной дисциплины.
Неуспеваемость влечет за собой процесс отставания учащегося в освоении учебной программы. Степень развития этого процесса зависит от конкретных требований и их невыполнения учащимися. Чем больше требований учащиеся не выполняют, тем выше степень развитости неуспеваемости.
Неуспеваемость развивается на основе противоречий, возникающих в ходе учебного процесса. В частности, если происходит сбой в соответствии возможностей учащихся и требований, предъявляемым к ним, то развитие неуспеваемости неизбежно. Кроме того, неуспеваемость развивается вследствие нарушения взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса – педагогами и учащимися, а также под влиянием внешних факторов.
Что касается возможных причин развития неуспеваемости, то тут мнения ученых неоднозначны. Существует несколько вариантов классификации данных причин.
По одному из вариантов, причины развития неуспеваемости у младших школьников делятся на три основные категории:
- Причины глубокого и общего отставания. Они сопряжены с предыдущим этапом обучения т.е. подготовкой учащегося к школе, а также сложностями в его бытовых условиях проживания, неблагоприятной семейной обстановке, не уделении родителями должного внимания ребенку и его школьному обучению, наличию у учащегося психических и физических отклонений в развитии, серьезных заболеваний, переживании стрессовых ситуаций.
- Причины частичной неуспеваемости. Такая неуспеваемость носит достаточно стабильный характер и сохраняется на протяжении длительного временного периода. Развитие такой неуспеваемости связана с предыдущими этапами обучения, отсутствием в нем преемственности, а также простом нежелании у учащегося получать новые знания, в силу того, что ему это просто неинтересно. Также, учащийся может не уметь бороться с трудностями, обладать слабой волей.
- Причины периодической неуспеваемости. Такая неуспеваемость возникает эпизодически. Они не носит устойчивого и непрерывного характера и обусловлена личностью учащегося – его неспособностью концентрировать внимание, слабо развитой памятью, нарушениями речи. Кроме того, учащийся может быть ленивым – не делать домашние задания, пропускать уроки, перекладывать ответственность на кого-то другого. Это усугубляется еще и слабо развитой системой контроля и оценки знаний, а также недостатками преподавания.
Существует и иная классификация причин неуспеваемости младших школьников. Она выделяет три группы причин:
- Причины общепедагогического характера. Они обусловлены недостатками учебно-воспитательной деятельности педагогов, вызванные неверным применением принципов дидактики и плохо организованной воспитательной работой, связанной с внешкольными занятиями.
- Причины психофизиологической направленности. Они связаны с разнообразными отклонениями детей от нормального развития. Если ребенок имеет какие-то физические недостатки, отрицательные черты характеры, психологические нарушения или особенности развития, то они вызывают отклонения в интеллектуальном развитии ребенка, ухудшают его физическое состояние, снижают работоспособность.
- Причины социального характера. Эти причины носят внешний характер по отношению к педагогам и учащимся. Они не зависят от их личностного развития и прилагаемых усилий. Сюда можно отнести недостаточную развитость образовательной системы в целом и отдельного учебного заведения в частности, плохое материальное и техническое обеспечение учебного заведения, уровень культуры региона, области, города, наличие проблем в обучении, обусловленных не разрешенными языковыми проблемами.
Способы оказания поддержки неуспевающим учащимся и пути борьбы с неуспеваемостью
Педагогическая поддержка учащихся лежит в основе успешного протекания учебно-воспитательного процесса. Она заключается к способностям педагога оказывает воспитательное воздействие на внутренние силы ребенка, искать пути развития его способностей, помогать его саморазвитию.
Приоритетными путями преодоления неуспеваемости младших школьников являются следующие направления:
- Проведение профилактических мероприятий. В данном случае, учебно-воспитательный процесс должен организовываться на основе применения активных методов и форм обучения, применении нестандартных подходов, опоре на информационные технологии и научные разработки в области образования. Учебно-воспитательный процесс должен быть соответствующим образом оптимизирован;
- Проведение педагогической диагностики. В ходе обучения должна проводится регулярная проверка знаний и навыков учащихся. Итоги обучения за определенные временные периоды должны быть оценены, выявлены нарушения и недочеты, разработаны пути их устранения. Педагоги проводят встречи с родителями неуспевающих детей, выявляют их проблемы, беседуют с детьми, проводят тестирование и анализируют результаты. Это помогает разрешить дидактические проблемы неуспевающих учащихся;
- Проведение педагогической терапии. Сюда входит ряд мероприятий, ориентированных на ликвидацию отставания в учебном процессе у ребенка. Могут быть внедрены дополнительные занятия по различным дисциплинам, созданы корректирующие группы, ориентированные на применение индивидуального подхода в обучении;
- Применение методов воспитательного воздействия. Обязательно необходимо проводить воспитательную работу с учащимися, имеющими трудности с учебой и их семьями. Кроме того, необходимо развивать познавательную заинтересованность и желание саморазвиваться. Иногда, к отстающим школьникам применяют временное снижение требований, чтобы дать им возможность нагнать коллектив самостоятельно.