Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическая коррекция нарушений поведения у детей младшего школьного возраста

Определение 1

Психологическая коррекция – это деятельность специалиста, направленная на исправление особенностей психологического развития, которые не соответствуют оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия.

Дезадаптация младших школьников как причина нарушения поведения

В современной образовательной среде все более актуальной проблемой, решение которой требует объединения усилий психологов и педагогов, становится вопрос школьной дезадаптации. Данное явление препятствует полноценному развитию личности ученика, затрудняя учебно-воспитательный процесс.

Психологические службы в школах должны своевременно выявлять и диагностировать неблагополучных детей. Это поможет в разработке иреализации адекватных методов психолого-педагогической коррекции нарушения их поведения.

Нарушение поведения в школе становится как следствием, так и причиной разрушения детско-взрослой общности. Оно ведет к следующим последствиям:

  • Общая неуспеваемость,
  • Девиантное поведение,
  • Ухудшение психофизиологического состояния ребенка и др.

Школьные проблемы способны приводить к проблемам в семье. По этой причине большое значение имеет работа в области выявления и устранения причин школьной дезадаптации уже в начальной школе. Разрушительные тенденции в динамике детско-взрослой общности могут представлять собой причину для нарушения поведения. Именно поэтому в начальной школе психолого-педагогическая коррекция становится средством преодоления этих нарушений.

Важнейшая причина нарушения поведения в школе представлена дезадаптацией. Этот процесс представляет собой нарушение процесса взаимодействия школьника с окружающей средой. Он связан с отвыканием от одних привычных условий жизни и привыканием (адаптацией) к другим.

Среди причин нарушения поведения в начальной школе и психологических трудностей выделяют сам факт поступления в школу. Психологическая трудность состоит в особенностях школьного режима, вызывающих чрезмерную усталость. Ребенку на этом этапе необходимо устанавливать новые отношения с учителями и одноклассниками.

«Психологическая коррекция нарушений поведения у детей младшего школьного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Многие педагоги и психологи придерживаются точки зрения, что основная причина нарушения поведения в школе представлена особенностями семейного воспитания. Так, когда ребенок приходит в школу из семьи, которая не являлась единым целым, то он и к школе будет адаптироваться с проблемами.

Коррекция нарушений поведения детей в школе

Различные причины нарушения поведения в начальной школе способны вызывать одинаковые проявления, приводя к затруднениям в учебе. Для коррекции необходима психологическая работа, которая может идти в двух направлениях. Так, работать можно с причиной или следствием (симптомами).

Школьные психологи концентрируют, как правило, свою деятельность на ликвидации симптомов. Трудности в учебе чаще всего связывают с недостаточным развитием познавательной сферы. По этой причине, считается, что развивать необходимо именно познавательные процессы, включая внимание, память, мышление.

Большая часть профилактических и коррекционных программ в области развития и (или) формирования внимания имеют в основе метод, который разработали в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая.

В целом вся система коррекционной педагогической работы должна быть направлена на реабилитацию и социальную адаптацию девиантного ребенка. Его нужно подготовить к реалиям окружающего мира, сделав полноправным и активным членом общества.

Коррекционные действия в сфере нарушения поведения должны занимать одно из центральных мест в едином педагогическом процессе. Эта работа становится важной частью общего образования, получая специфическую направленность в обучении, воспитании и развитии школьников с нарушениями поведения.

Коррекция должна становиться системой, имеющей самостоятельный выход и взаимодействующей со средой (природной и социальной). «Терапия средой» состоит из организации учебного процесса, специального подбора культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, психогигиены семейного воспитания.

Среди направлений психокоррекционной работы по устранению нарушений поведения младших школьников необходимо выделить:

  • Нормализацию и обогащение отношений с окружающей средой (учителями, психологами и школьным коллективом);
  • Компенсацию недостатков в духовном мире;
  • Активизацию деятельности в той области, которую любит школьник;
  • Восстановление деформированных позитивных качеств;
  • Стимулирование положительных сторон личности;
  • Интенсификацию положительного развития личности;
  • Усвоение и накопление социального ценного опыта и навыков в разных областях жизни и нравственного поведения;
  • Приобретение здоровых привычек и потребностей и др.

Особенности использования игротерапии и психогимнастики для исправления нарушений поведения

Игротерапия для младшего школьника представляет собой самый оптимальный путь к приобретению психической устойчивости. Основа различных методик, которые определяются данным понятием, включает признание игровой деятельности в качестве важнейшего фактора личностного развития.

Игротерапия способна выполнять следующие функции: диагностическая, терапевтическая и обучающая. Они связаны между собой. Игротерапию также применяют для устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений.

Психогимнастика является еще одним методом коррекции нарушений поведения у младших школьников. В основе этого взаимодействия лежит двигательная экспрессия, мимика и пантомима. Упражнения концентрируются на достижении двух целей. Они помогают уменьшать напряжение и сокращать эмоциональную дистанцию участников группы. Также они способствуют выработке умения выражать чувства и желания. Упражнения по снятию напряжения могут включать самые простые движения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot