Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследовательская деятельность обучающихся 6-7 классов на уроках истории

Определение 1

Исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на проведение экспериментов и решение задач исследовательского характера, в основе которой лежит поэтапность работы и научные основы ее реализации.

Исследовательская деятельность в образовательном процессе носит учебную направленность. Иными словами, она ориентирована на развитие личности учащегося. Потому, исследовательская деятельность реализуется на разных уроках и систематически включается в образовательный процесс учебного заведения.

Существует большое разнообразие вариантов осуществления исследовательской деятельности на учебных занятиях. Рассмотрим особенности и приемы ее реализации на уроках истории средней школы.

Методы организации исследований на уроках истории

Исследовательская деятельность на уроках истории реализуется посредством применения многообразных методов и средств. Все они помогают повысить активную работу учащихся на уроках, развить их интерес к истории и ее динамике.

Если рассмотреть программу обучения по истории для 6-7 классов, то исследования затрагивают такие темы, как «Средневековье», «Смутное время», «Правление Петра», «Исторические герои», «Судьба России в войнах XVII-XVIII веков».

Основными методами организации исследовательской работы учащихся на уроках являются:

  1. Создание проектов. Проектные методы могут быть использованы на любом уроке истории, при изучении любой темы. Они могут носить индивидуальный и групповой характер работы. Каждому учащемуся предоставляется возможность стать исследователем, проанализировать исторические события, поведение и заслуги великих деятелей и представить данные своих исследований всем учащимся класса. При применении данного метода исследований, важно, учитывать возрастные особенности развития учащихся средней школы. Так, для учащихся 6 классов предлагаются проекты в виде инсценировок исторических событий, создания иллюстраций к событиям, отражение образов героев, деятелей в виде рисования и словесного описания. В 7 классе, проекты предполагают создание самостоятельных исторических очерков, написание писем историческим личностям, представление того или иного исторического события от имени его участника, героя.
  2. Использование методов проблемного обучения. Они основаны на формировании ситуации, проблемного момента, который необходимо разрешить. В ходе ее решения, учащиеся проводят исследования тех или иных исторических событий, характеров исторических деятелей. К примеру, в 6-7 классе происходит изучение политической деятельности различных императоров. Можно создать проблемную ситуации, связанную с поиском отличительных признаков деятельности того или иного императора, определения значимости его реформ для конкретного этапа исторического развития государства и др.
  3. Метод аналитического рассмотрения исторических событий. Он реализуется через организацию фронтальной работы на уроке, в ходе которой происходит коллективного обсуждение того или иного исторического события, процесса. Проводится анализ его хода, деятельности исторических лиц, героев, выявляются особенности этого события и его историческое значение.
  4. Сочинения. Они пишутся учащимися по конкретной теме. В них отражается видения учащегося исторического события и его значимости в развитии государства и общества. Также, актуально написание сочинений, активизирующих творческую направленность мысли учащихся. Например, путешествие в средневековье, «Я-рыцарь», «Как бы я провел реформы Петра I» и т. д.
  5. Создание макетов. Можно создавать макеты по разным направлениям исторических исследований: династия Рюриковичей, события войны, время рыцарей. Каждый учащийся формирует макет какого-то события или макет, отражающий образ императора. Таким образом создаются полноценные макеты различных исторических событий, явлений, правителей.
«Исследовательская деятельность обучающихся 6-7 классов на уроках истории» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Условия продуктивной реализации исследований на уроках истории

Чтобы исследовательская деятельность заняла активную позицию в образовательном процессе средней школы и стала актуальным методом преподавания уроков истории, требуется соблюдение ряда условий ее реализации:

  1. Мотивация учащихся к исследовательской деятельности. невозможно добиться положительных итогов от исследования, что оно неинтересно учащимся, не вызывает у них положительных эмоций. Исследование должно расслаблять учащихся, устранять у них чувство обязательности и необходимости, которое вызывают уроки и обучение в школе в целом.
  2. Предварительная разработка тем исследований, их согласование с методическим советом школы.
  3. Выявление учащихся, желающих заниматься исследованиями по истории и предоставление им возможности первыми выполнить различные исследовательские проекты. Это поможет привлечь немотивированных учащихся к исследованию.
  4. Соответствие тем исследований изучаемому разделу истории т.е. нельзя брать те темы, которые относятся к другому историческому периоду, несут иную сущность.
  5. Использование на уроках описательных методов. Она лежат в основе развития исследовательских навыков учащихся. Первоначально необходимо сформировать у них навыки качественного описания исторических событий и исторических личностей.
  6. Поэтапная реализация деятельности. Необходимо соблюдать все этапы проведения научного исследования.
  7. Опора на принципы гуманизации и гуманитаризации исследования. Это актуально для гуманитарных областей знания. Это предполагает возможность несовпадения оценок, суждений о том или ином событии, историческом процессе, вариативность оценки деятельности исторических деятелей.

Следует отметить, что уроки истории в современной школе реализуются с применением информационных технологий. Многообразие мультимедийных средств обучения позволяет более качественно реализовать процесс исследования, сократить временные ресурсы его проведения и повысить мотивацию учащихся, за счет наглядности представления информации, ее увлекательной подачи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot