Практикум межличностного взаимодействия как учебная дисциплина
Практикум межличностного взаимодействия – это учебная дисциплина, входящая в состав образовательной программы студентов психолого-педагогических специальностей, ориентированная на освоение основ межличностного взаимодействия в профессиональной сфере.
Целевым назначением учебной дисциплины выступает получение студентами знаний по реализации межличностного взаимодействия в системе образования и приобретения навыков практической деятельности по построению оптимального межличностного взаимодействия в образовательном пространстве.
В ходе изучения данной дисциплины студенты осваивают:
- Культуру профессионального общения и взаимодействия.
- Методику анализа разнородных педагогических ситуаций.
- Навыки решения профессиональных задач, связанных с межличностным взаимодействием.
- Особенности межличностного взаимодействия в педагогической среде.
- Специфику реализации разных форм взаимодействия на разных этапах и уровнях образования.
Данные знания и навыки необходимы будущему специалисту для успешной и продуктивной реализации своей профессиональной деятельности.
По своему содержанию, дисциплина представляет собой совокупность следующих разделов:
- Понятие межличностного взаимодействия. Происходит ознакомление с основами межличностного взаимодействия и их спецификой в педагогической среде.
- Технологии и техника межличностного взаимодействия. Здесь изучается возможности педагога воздействовать на аудиторию разными факторами и речевыми средствами.
- Коммуникативная позиция педагога. В данном разделе исследуются формы коммуникативного взаимодействия педагогов с разными участниками образовательного процесса, возникающие барьеры в межличностном общении и варианты их устранения, стили педагогического взаимодействия и оценочная деятельность педагога.
- Продуктивность и деструктивность межличностного взаимодействия. Исследуются конфликтные ситуации в педагогической среде, варианты их разрешения, установление доверительного взаимодействия и изучение стратегий повышения межличностной привлекательности.
В ходе изучения практикума межличностного взаимодействия студенты знакомятся с теорией и выполняют разнообразные практические задания в виде тестов, написания эссе, докладов, рефератов, создания проектов и кейсов.
Включение учебной дисциплины в образовательную программу вуза по педагогическим специальностям несет огромное образовательное значение. Студенты осваивают азы культурного взаимодействия в педагогической среде, их специфику и формы, знакомятся с педагогическим общением, его стилями, видами, реализацией, моделями построения взаимодействия с учащимися разных возрастных групп, приемами оптимизации педагогического общения, основами формирования педагогической коммуникативной компетентности, а также развивают навыки передачи знаний в области межличностного взаимодействия учащимся, налаживания межличностных отношений в коллективе учащихся и педагогов, познают основы установления взаимоотношений с родителями учащихся и уровни их реализации.
Формы работы по развитию межличностного взаимодействия в педагогической среде
Межличностное взаимодействие в педагогическом пространстве является достаточно сложным и неустойчивым процессом. Оно объединяет людей разных возрастов, уровней развития, с разными взглядами и ценностными ориентирами. Его объединяет только ориентация на единый результат деятельности и взаимодействия: достижение целей и задач образования. Однако, и тут могут возникнуть противоречия между участниками (в частности между педагогами и учащимися).
Межличностное взаимодействие требует активного развития, как в педагогическом коллективе, так и в коллективе учащихся, а также между педагогом и учащимися, между педагогами и родителями учащихся.
Межличностное взаимодействие в педагогическом коллективе формируются на основании следующих форм работы:
- Изучение педагогического состава руководством: особенностей и характера каждого педагога и исследование проблем межличностного взаимодействия. На основе этих данных строится система взаимодействия руководителя с педагогами.
- Организация социально-психологической работы. Приглашается психолог, который проводит тренинги, консультации, психокоррекцию поведения педагогов.
- Создание оптимального психологического климата в коллективе педагогов. Он предполагает создание дружелюбной атмосферы, единой направленности работы, оказания взаимопомощи всеми членами коллектива.
- Профилактика эмоционального выгорания сотрудников. Оно отрицательно сказывается на работе педагога и установлении им межличностного взаимодействия.
- Организация совместных мероприятий с участием всего коллектива педагогов.
- Проведение деловых игр по темам межличностного взаимодействия и его проблем.
Что касается развития межличностного взаимодействия в коллективе учащихся, то оно формируется следующими формами работы педагога:
- Диагностирование коллективного взаимодействия и его проблем. На основании данных формируется программа коррекции межличностного взаимодействия учащихся.
- Привлечение психолога для работы с коллективом учащихся.
- Создание ситуация совместных переживаний. Они способствуют активизации доверительного взаимодействия между учащимися. Переживания могут быть вызваны необходимостью отвечать перед аудиторией, решить какую-то нестандартную задачу, объединив усилия и т.д.
- Организация игровой деятельности по развитию межличностного взаимодействия. Игры могут стать частью любого учебного занятия или проводится во внеурочное время.
- Проведение внеклассных занятий по темам межличностного взаимодействия. Учащиеся знакомятся с основами культурного общения, осваивают элементарные правила ведения диалогов, учатся слушать собеседников и выражать свое мнение в адекватной форме.
- Проведение совместных мероприятий. Они объединяют детей организацией общего дела.
- Организация групповой работы. Такая работа применяется на уроках и ориентируется на выполнения заданий совместными усилиями.
- Организация взаимодействия с родителями. Родителей консультируют по вопросам коммуникативного развития детей, проблемам поведения и его коррекции.