Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Практикум межличностного взаимодействия

Практикум межличностного взаимодействия как учебная дисциплина

Определение 1

Практикум межличностного взаимодействия – это учебная дисциплина, входящая в состав образовательной программы студентов психолого-педагогических специальностей, ориентированная на освоение основ межличностного взаимодействия в профессиональной сфере.

Целевым назначением учебной дисциплины выступает получение студентами знаний по реализации межличностного взаимодействия в системе образования и приобретения навыков практической деятельности по построению оптимального межличностного взаимодействия в образовательном пространстве.

В ходе изучения данной дисциплины студенты осваивают:

  • Культуру профессионального общения и взаимодействия.
  • Методику анализа разнородных педагогических ситуаций.
  • Навыки решения профессиональных задач, связанных с межличностным взаимодействием.
  • Особенности межличностного взаимодействия в педагогической среде.
  • Специфику реализации разных форм взаимодействия на разных этапах и уровнях образования.

Данные знания и навыки необходимы будущему специалисту для успешной и продуктивной реализации своей профессиональной деятельности.

По своему содержанию, дисциплина представляет собой совокупность следующих разделов:

  1. Понятие межличностного взаимодействия. Происходит ознакомление с основами межличностного взаимодействия и их спецификой в педагогической среде.
  2. Технологии и техника межличностного взаимодействия. Здесь изучается возможности педагога воздействовать на аудиторию разными факторами и речевыми средствами.
  3. Коммуникативная позиция педагога. В данном разделе исследуются формы коммуникативного взаимодействия педагогов с разными участниками образовательного процесса, возникающие барьеры в межличностном общении и варианты их устранения, стили педагогического взаимодействия и оценочная деятельность педагога.
  4. Продуктивность и деструктивность межличностного взаимодействия. Исследуются конфликтные ситуации в педагогической среде, варианты их разрешения, установление доверительного взаимодействия и изучение стратегий повышения межличностной привлекательности.
«Практикум межличностного взаимодействия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В ходе изучения практикума межличностного взаимодействия студенты знакомятся с теорией и выполняют разнообразные практические задания в виде тестов, написания эссе, докладов, рефератов, создания проектов и кейсов.

Включение учебной дисциплины в образовательную программу вуза по педагогическим специальностям несет огромное образовательное значение. Студенты осваивают азы культурного взаимодействия в педагогической среде, их специфику и формы, знакомятся с педагогическим общением, его стилями, видами, реализацией, моделями построения взаимодействия с учащимися разных возрастных групп, приемами оптимизации педагогического общения, основами формирования педагогической коммуникативной компетентности, а также развивают навыки передачи знаний в области межличностного взаимодействия учащимся, налаживания межличностных отношений в коллективе учащихся и педагогов, познают основы установления взаимоотношений с родителями учащихся и уровни их реализации.

Формы работы по развитию межличностного взаимодействия в педагогической среде

Межличностное взаимодействие в педагогическом пространстве является достаточно сложным и неустойчивым процессом. Оно объединяет людей разных возрастов, уровней развития, с разными взглядами и ценностными ориентирами. Его объединяет только ориентация на единый результат деятельности и взаимодействия: достижение целей и задач образования. Однако, и тут могут возникнуть противоречия между участниками (в частности между педагогами и учащимися).

Межличностное взаимодействие требует активного развития, как в педагогическом коллективе, так и в коллективе учащихся, а также между педагогом и учащимися, между педагогами и родителями учащихся.

Межличностное взаимодействие в педагогическом коллективе формируются на основании следующих форм работы:

  1. Изучение педагогического состава руководством: особенностей и характера каждого педагога и исследование проблем межличностного взаимодействия. На основе этих данных строится система взаимодействия руководителя с педагогами.
  2. Организация социально-психологической работы. Приглашается психолог, который проводит тренинги, консультации, психокоррекцию поведения педагогов.
  3. Создание оптимального психологического климата в коллективе педагогов. Он предполагает создание дружелюбной атмосферы, единой направленности работы, оказания взаимопомощи всеми членами коллектива.
  4. Профилактика эмоционального выгорания сотрудников. Оно отрицательно сказывается на работе педагога и установлении им межличностного взаимодействия.
  5. Организация совместных мероприятий с участием всего коллектива педагогов.
  6. Проведение деловых игр по темам межличностного взаимодействия и его проблем.

Что касается развития межличностного взаимодействия в коллективе учащихся, то оно формируется следующими формами работы педагога:

  1. Диагностирование коллективного взаимодействия и его проблем. На основании данных формируется программа коррекции межличностного взаимодействия учащихся.
  2. Привлечение психолога для работы с коллективом учащихся.
  3. Создание ситуация совместных переживаний. Они способствуют активизации доверительного взаимодействия между учащимися. Переживания могут быть вызваны необходимостью отвечать перед аудиторией, решить какую-то нестандартную задачу, объединив усилия и т.д.
  4. Организация игровой деятельности по развитию межличностного взаимодействия. Игры могут стать частью любого учебного занятия или проводится во внеурочное время.
  5. Проведение внеклассных занятий по темам межличностного взаимодействия. Учащиеся знакомятся с основами культурного общения, осваивают элементарные правила ведения диалогов, учатся слушать собеседников и выражать свое мнение в адекватной форме.
  6. Проведение совместных мероприятий. Они объединяют детей организацией общего дела.
  7. Организация групповой работы. Такая работа применяется на уроках и ориентируется на выполнения заданий совместными усилиями.
  8. Организация взаимодействия с родителями. Родителей консультируют по вопросам коммуникативного развития детей, проблемам поведения и его коррекции.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot