Характеристика дидактики как раздела педагогики
Впервые введено понятие «дидактика» было немецким педагогом В. Ратке. В последующем трактовкой и изучением дидактики, как универсального средства обучения, занимался Я.А. Коменский, написавший труд «Великая дидактика». Далее вопросы дидактики рассматривает и изучает немецкий педагог Гербарт, им в неё была введена теория воспитательного обучения.
На сегодняшний день значение дидактики, как части педагогики, очень велико, так как она занимается изучением актуальных проблем теории обучения.
Основной целью дидактики является выявление закономерностей процесса обучения, для их последующего эффективного использования в достижении задач образования.
Предметом дидактики является сущность процесса обучения, который представлен в качестве двух взаимосвязанных между собой видов деятельности: педагогической учителя и учебно-познавательной учащихся.
Необходимо отметить, что исходя из предмета дидактики на первый план «выходит» следующая система взаимоотношений: «педагог-учащийся, учащийся - учебный материал, учащийся – другие ученики». Данные взаимоотношения многообразны и оказывают значительное влияние на сущность и характер процесса обучения.
Объектом дидактики являются реальные педагогические процессы, во всем их многообразии, со всеми аспектами и закономерностями, а также обучение и образование различных категорий учащихся в разных видах и типах образовательных учреждений.
Основные задачи дидактики:
- Исследование и познание закономерностей эффективного обучения.
- Осуществление анализа, описание и повышение успешности методов и средств обучения.
- Организация подбора наиболее эффективных средств, приемов и форм обучения, исходя из возраста и индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Основные функции дидактики
Образовательная функция. Данная функция нацелена на определение основного направления процесса обучения – формирование знаний, умений и навыков.
Знания – это запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение информации. В качестве информации понимаются различные факты, правила, законы, понятие, теории и т.д. Эффективность процесса обучения определяется полнотой знаний, которые учащиеся могут не просто механически запомнить, но и при необходимости осознанно воспроизвести, а также, умеют сочетать и систематизировать.
Таким образом, в процессе обучении учащиеся получают необходимые фундаментальные сведения из разных областей науки и видов деятельности. Задача педагога не просто передать учащимся знания, но и научить ими пользоваться.
Умения. Согласно современной дидактике, знания проявляются не только в умении воспроизводить полученную во время обучения информацию, но и уметь использовать ее при решении различного рода повседневных и жизненных задач. Исходя из этого, образовательная функция дидактики направлена на формирование умения приметь свои знания на практике.
Выделяют следующие виды умений:
- Специальные умения – относятся к способам действий, применяемых в отдельных отраслях науки и учебного предмета (например, умение работать со специальными предметами в процессе лабораторной работы: колбы, штативы, весы и т.д.).
- Общие умения – действия, которые являются фундаментальными для осуществления успешного обучения и в целом для жизни (например, чтение, устная и письменная речь, счет и т.д.).
- Навыки – это умения, доведенные до автоматизма, путем осуществления специальных упражнений. При выполнении действия доведенного до автоматизма учащиеся не задумываются над последовательностью действий, они выполняют его быстро и ловко (например, письмо, чтение и т.п.).
Развивающая функция. Данная функция находиться во взаимосвязи с образовательной, и направлена на развитие учащегося. Подразумевается развитие не какой-то определенной области, а комплексное развитие во всех направлениях: мышление, речь, память, двигательная и сенсорная сферы, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная области.
Сущность развивающей функции заключается в том, что она определяет проблему взаимоотношений обучения и развития ребенка. Данная проблема на сегодняшний день, является одной из наиболее острых и актуальных проблем в современной психологии и дидактике.
Реализация развивающей функции имеет специальную направленность, предусматривающую включение учащегося в сознательную и активную деятельность, которая разнообразна по своему содержанию.
Эффективность реализации развивающей функции достигается посредством использования ряда технологий и методических систем, основной целью которых является полноценное и всестороннее развитие личности.
На сегодняшний день основное направление процесса обучения – это не столько формирование знаний, сколько всестороннее развитие личности. Приоритетным направлением развития является умственное развитие. Помимо этого большое внимание уделяется развитию двигательной, эмоциональной и сенсорной сфер личности.
Таким образом, развивающая функция дает понимание того, что всякое учение ведет к развитию и обучение носит развивающий характер. Обучение направлено на развитие личности и должно осуществлять отбор содержания образования и дидактическую организацию учебного процесса.
Воспитательная функция. Дидактика устанавливает, что обучение имеет не только обучающий и развивающий характер, но и воспитывающий. Согласно дидактике взаимосвязь обучения и воспитания очевидна, так как является закономерной, аналогично взаимосвязи обучения и развития.
Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.
Таким образом, дидактике присущи три функции, которые характеризуют ее специфические свойства. В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной один другого.