Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Функции дидактики

Определение 1

Дидактика – это наука, являющаяся одним из разделов педагогики, занимающаяся исследованием целей, содержания, методов и результатов обучения и образования.

Характеристика дидактики как раздела педагогики

Впервые введено понятие «дидактика» было немецким педагогом В. Ратке. В последующем трактовкой и изучением дидактики, как универсального средства обучения, занимался Я.А. Коменский, написавший труд «Великая дидактика». Далее вопросы дидактики рассматривает и изучает немецкий педагог Гербарт, им в неё была введена теория воспитательного обучения.

На сегодняшний день значение дидактики, как части педагогики, очень велико, так как она занимается изучением актуальных проблем теории обучения.

Замечание 1

Основной целью дидактики является выявление закономерностей процесса обучения, для их последующего эффективного использования в достижении задач образования.

Предметом дидактики является сущность процесса обучения, который представлен в качестве двух взаимосвязанных между собой видов деятельности: педагогической учителя и учебно-познавательной учащихся.

Необходимо отметить, что исходя из предмета дидактики на первый план «выходит» следующая система взаимоотношений: «педагог-учащийся, учащийся - учебный материал, учащийся – другие ученики». Данные взаимоотношения многообразны и оказывают значительное влияние на сущность и характер процесса обучения.

Объектом дидактики являются реальные педагогические процессы, во всем их многообразии, со всеми аспектами и закономерностями, а также обучение и образование различных категорий учащихся в разных видах и типах образовательных учреждений.

«Функции дидактики » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные задачи дидактики:

  1. Исследование и познание закономерностей эффективного обучения.
  2. Осуществление анализа, описание и повышение успешности методов и средств обучения.
  3. Организация подбора наиболее эффективных средств, приемов и форм обучения, исходя из возраста и индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Основные функции дидактики

Образовательная функция. Данная функция нацелена на определение основного направления процесса обучения – формирование знаний, умений и навыков.

Знания – это запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение информации. В качестве информации понимаются различные факты, правила, законы, понятие, теории и т.д. Эффективность процесса обучения определяется полнотой знаний, которые учащиеся могут не просто механически запомнить, но и при необходимости осознанно воспроизвести, а также, умеют сочетать и систематизировать.

Таким образом, в процессе обучении учащиеся получают необходимые фундаментальные сведения из разных областей науки и видов деятельности. Задача педагога не просто передать учащимся знания, но и научить ими пользоваться.

Умения. Согласно современной дидактике, знания проявляются не только в умении воспроизводить полученную во время обучения информацию, но и уметь использовать ее при решении различного рода повседневных и жизненных задач. Исходя из этого, образовательная функция дидактики направлена на формирование умения приметь свои знания на практике.

Выделяют следующие виды умений:

  1. Специальные умения – относятся к способам действий, применяемых в отдельных отраслях науки и учебного предмета (например, умение работать со специальными предметами в процессе лабораторной работы: колбы, штативы, весы и т.д.).
  2. Общие умения – действия, которые являются фундаментальными для осуществления успешного обучения и в целом для жизни (например, чтение, устная и письменная речь, счет и т.д.).
  3. Навыки – это умения, доведенные до автоматизма, путем осуществления специальных упражнений. При выполнении действия доведенного до автоматизма учащиеся не задумываются над последовательностью действий, они выполняют его быстро и ловко (например, письмо, чтение и т.п.).

Развивающая функция. Данная функция находиться во взаимосвязи с образовательной, и направлена на развитие учащегося. Подразумевается развитие не какой-то определенной области, а комплексное развитие во всех направлениях: мышление, речь, память, двигательная и сенсорная сферы, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная области.

Сущность развивающей функции заключается в том, что она определяет проблему взаимоотношений обучения и развития ребенка. Данная проблема на сегодняшний день, является одной из наиболее острых и актуальных проблем в современной психологии и дидактике.

Реализация развивающей функции имеет специальную направленность, предусматривающую включение учащегося в сознательную и активную деятельность, которая разнообразна по своему содержанию.

Эффективность реализации развивающей функции достигается посредством использования ряда технологий и методических систем, основной целью которых является полноценное и всестороннее развитие личности.

Замечание 2

На сегодняшний день основное направление процесса обучения – это не столько формирование знаний, сколько всестороннее развитие личности. Приоритетным направлением развития является умственное развитие. Помимо этого большое внимание уделяется развитию двигательной, эмоциональной и сенсорной сфер личности.

Таким образом, развивающая функция дает понимание того, что всякое учение ведет к развитию и обучение носит развивающий характер. Обучение направлено на развитие личности и должно осуществлять отбор содержания образования и дидактическую организацию учебного процесса.

Воспитательная функция. Дидактика устанавливает, что обучение имеет не только обучающий и развивающий характер, но и воспитывающий. Согласно дидактике взаимосвязь обучения и воспитания очевидна, так как является закономерной, аналогично взаимосвязи обучения и развития.

Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Замечание 3

Таким образом, дидактике присущи три функции, которые характеризуют ее специфические свойства. В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной один другого.

Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot