Компетентностный подход в педагогике имеет недавнюю историю. Его развитие связано с реформирование системы образования и стремлением внести в нее инновационные направления.
Социальные перемены, научно-техническое развитие требуют применения в учебно-воспитательной деятельности новых направлений организации учебно-воспитательных мероприятий с целью повышения их эффективности и качества образования и воспитания.
Компетентностный подход представляет собой особую методику, применяемую в построении учебно-воспитательного процесса в качестве способа образования компетенции.
Стадии становления компетентностного педагогического подхода
- 1 этап. Связан с введением в педагогическую науку понятия «компетенция». Впервые оно появилось в педагогике в 60-х-70-х годов 20-го столетия. В это время начинаются исследовательские мероприятия по различным видам языковой компетенции и происходит разделение терминов «компетенция» и «компетентность».
- 2 этап. Связан с применением термина компетентность в языковой практике обучения. Его стали использовать в образовательной сфере с 70-х годов 20-го столетия для обучения иностранным языкам, коммуникативным навыкам, в менеджменте, повышении профессионализма менеджеров, директоров, руководящего состава организаций. На этой стадии происходит расширение понятия компетентность и ему придается содержательное значение. Под компетентностью понимается процесс, состоящий из совокупности взаимосвязанных частей, относящимся к разным сферам и направлениям и существующие независимо друг от друга и, способные заменять и дополнять друг друга, в качестве базы эффективного поведения. Разрабатываются первые представления о видовом разнообразии компетентностей, суть которых сводится к мотивации развития определенных навыков.
3 этап. Связан с рассмотрением термина «профессиональная компетентность» в качестве особой дисциплины, требующей специального изучения. Эта стадия начинается с 90-х годов 20-го столетия, когда происходит реформирование образовательной системы РФ. В это время ЮНЕСКО уже выделил перечень компетенций, которые должны рассматриваться в качестве итоговых результатов образования. Модернизация образовательной системы требовала выделения перечня приоритетных компетенций, которые должны быть усвоены по мере обучения, и необходимы для дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности. В это время, международной комиссией по образованию были озвучены основы функционирования образовательного процесса:
- Способность к познанию;
- Способность к действию;
- Навыки коллективного сотрудничества;
- Навыки жизнедеятельности.
Именно эти понятия и стали глобальными компетенциями.
Структурное строение компетенции
Компетенция имеет трехуровневое строение:
- На первом уровне располагаются ключевые компетенции, лежащие в основе образовательной системы.
- На втором уровне находятся компетенции общепредметного характера. Предметные компетенции формируются посредством интеграции компетенции отдельных предметов. Их обобщение происходит по общим для различных учебных дисциплин объектам познавательного процесса и по единым способам, приемам и навыкам деятельности.
- На третьем уровне располагаются компетенции конкретных дисциплин.
В общем виде структурное строение компетенции можно представить следующими элементами:
- Наименование компетенции;
- Уровень компетенции, занимаемый ею в иерархической структуре;
- Перечень тех объектов окружающего мира, относительно которых вводится компетенция;
- Социальные причины и необходимость применения компетенции в образовательном процессе;
- Значение компетенции для отдельного учащегося, смысловая направленность компетенции, свидетельствующая о том, в какой сфере и для получения каких жизненных и профессиональных результатов необходимо быть компетентным в той или иной области;
- Знания о перечне объектов окружающей действительности;
- Умения и навыки, касающиеся перечня объектов окружающей действительности;
- Направленность и приемы деятельности в отношении существующего перечня объектов;
- Опыт, минимума которого хватит для деятельности учащегося в области определенной компетенции;
- Модели проверочных и оценочных заданий, используемых для определения уровня компетентности учащегося, приобретенной на определенном этапе учебного процесса.
Такая структура позволяет давать характеристику образовательным компетенциям в нормативной документации, учебниках, методической литературе, а также выступает наборои показателей для оценки общеобразовательной подготовки учащихся, степени их развитости и развития творческих способностей.
Ключевые образовательные компетенции
В качестве ключевых компетенций, в образовательной сфере выделяют следующие:
- Ценностно-смысловая – основана на ценностных ориентациях учащегося, его мировоззрении, способности к осмыслению и пониманию мирового устройства, определении целевых направлений своей деятельности, ее осмысленности и осознанности.
- Общекультурная – перечень вопросов, познания в которых необходимы для общего представления о устройстве культуры, ее ценностях, духовно-нравственных основах жизнедеятельности, культурологической базе в различных сферах жизни, деятельности, досуга и быта.
- Учебно-познавательная – компетенции учащегося в области самостоятельного познания, навыков планирования, постановки учебных целей и задач, анализа собственной работы, самооценки.
- Информационная – применение объектов и информационных средств для развития навыков самостоятельного поиска, сбора, анализа и обработки информации, ее сохранения и передачи.
- Коммуникативная – овладение языковыми навыками, социальными ролями коллективного взаимодействия.
- Социально-трудовая – освоение навыков и опыта в общественной, трудовой, гражданской сфере жизнедеятельности, семейных и бытовых взаимоотношениях.
- Самосовершенствования личности – усвоение основных приемов и способов физического, интеллектуального, духовного саморазвития, контроля эмоций и навыков самоподдержки.
Рисунок 1. Компетентностный подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ