Место пенитенциарной педагогики в системе педагогических наук
Пенитенциарная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся разработкой теоретических основ и практических способов реализации воспитательной работы с осужденными гражданами, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении.
Данная педагогика ориентирована на выбор коррекционных методов социального становления и развития личности, исправления ее отклоняющегося поведения, преступных направлений деятельности и их профилактику.
Пенитенциарная педагогика занимается исследованием организации воспитательного воздействия, построения эффективного педагогического процесса в колониях, где содержатся осужденные за совершения преступлений различной степени тяжести.
Объектом пенитенциарной педагогики выступают разнообразные выступают разнообразные граждане, совершившие какое-либо преступное деяние. Данный объект очень сложен для исследования, поскольку преступники являются разными по своим индивидуальным особенностям развития, возрасту, уровню интеллектуального развития, психическому состоянию, общему состоянию здоровья, ценностным ориентирам деятельности. В этой связи, нельзя разработать единый воспитательный подход к преступникам, находящимся в местах лишения свободы.
Рисунок 1. Пенитенциарная педагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кроме того, различными бывают и условия содержания преступников, а значит и условия реализации воспитательного процесса.
Все это требует от пенитенциарной педагогики большого объема научных исследований и научных разработок в области воспитательной работы особого типа. Это обуславливает связь данной науки с юриспруденцией и правом.
Пенитенциарная педагогика занимается исследованием:
- Педагогической деятельности в местах лишения свободы.
- Педагогического процесса на разных стадиях нахождения преступников в колониях и в разных формах организации учебно-воспитательной работы.
- Особенностей объектов и субъектов педагогического процесса в колониях, их функциональной роли и взаимодействия.
- Сущностных характеристик и свойств педагогической действительности в среде содержания осужденных преступников, условий и способов управления их содержанием, воспитанием и развитием.
- Методов и приемов социально-педагогической работы с преступниками, совершившими преступления различной степени тяжести.
Целевым назначением пенитенциарной педагогики является разработка методов и форм учебно-воспитательной работы с преступниками в местах их нахождения, их научное обоснование. Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач данной науки:
- Определение закономерностей процесса социального развития осужденных;
- Динамика и особенности процесса ресоциализации преступников;
- Составление прогнозов и перспектив развития пенитенциарной педагогики, как научной отрасли;
- Исследование всех компонентов педагогического процесса в местах лишения свободы, определение динамики их развития, взаимосвязей и зависимостей;
- Изучение процесса ресоциализации и его особенностей протекания в местах лишения свободы;
- Развитие у осужденных навыков применения социально-полезных знаний, формирование социально важных свойств личности.
Основные направления социально-педагогической работы с осужденными
Чтобы обеспечить нормальное социальное развитие осужденных, создать условия для успешного исправления их асоциального поведения, скорректировать отклонения в функционировании их психических процессов и обеспечить социальное самоутверждение каждого преступника, пенитенциарная педагогика сформировала следующие направления воспитательной работы с заключенными:
- Развитие правового сознания осужденных. Здесь предполагается формирование у осужденного правовой культуры, мотивация к принятию и следованию правовым и законодательным нормам во всех направлениях социальной жизнедеятельности.
- Трудовое воспитание и развитие преступников. Оно связано с формированием в местах лишения свободы различных вариантов трудовой деятельности, которая ориентирована на воспитание трудолюбия и понимания значимости труда, развития уважительного отношения к любым направлениям трудовой деятельности.
- Нравственное развитие осужденных. Оно связано с формированием у осужденных нравственных ориентиров деятельности, моральных норм социального поведения и становление их основами жизнедеятельности осужденного, способствующими коррекции его асоциального поведения.
- Физическое развитие осужденных. Данное направление ориентировано на развитие физических качеств осужденного, сохранение его здоровья и развитие волевых качеств, которые помогут ему в коррекции собственного поведения и формировании новых установок и ориентиров социальной жизнедеятельности.
- Образовательное направление. Оно связано с организацией учебных занятий в местах лишения свободы, которые позволяют профессионально подготовить осужденных.
Принципы пенитенциарной педагогики
Пенитенциарная педагогика базируется на следующих принципах:
- Принцип целенаправленности воспитательного процесса. Формирование воспитательной работы в местах лишения свободы основывается на определении целей и задач воспитания т.е. того, к чему должны привести воспитательные мероприятия и воспитательное воздействие.
- Принцип соответствия целей воспитания и перевоспитания интересам и потребностям личности осужденного. Нельзя строить воспитательную работу в колониях в произвольном порядке. Она не может быть эффективно реализована, если осужденный сам не заинтересован в ее достижении. Кроме того, цели предполагают выбор соответствующих средств, с помощью которых они будут достигаться.
- Принцип связи воспитательной деятельности с реальной жизнедеятельностью. Процесс социального воспитания в местах лишения свободы ориентирован на социализацию осужденных, подготовку их к жизни, в которой они смогут существовать после выхода на свободу и быть полноценными гражданами социума, следующими его правилам и нормам поведения.
- Принцип коллективизма. Воспитательный процесс реализуется в коллективе осужденных. Ближайшее окружение и его положительные качества помогают осужденному быстрее стать на путь исправления.
- Принцип опоры на положительные качества осужденного. Процесс воспитания не предполагает такой его организации, которая будет делать акцент на совершенных ошибках осужденного. Он должен найти положительные свойства преступника и создать условия для их исправления.
- Принцип индивидуального, комплексного и дифференцированного подхода к процессу воспитания в местах лишения свободы. Воспитание должно учитывать условия содержания осужденного, уровень его развития, степень тяжести совершенного преступления и воспитательное воздействие должно опираться на совокупность методов и приемов, позволяющих перевоспитать и скорректировать асоциальное отдельного осужденного.