Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исправительно-трудовая педагогика

Понятие, объект и предмет исправительно-трудовой педагогики

Определение 1

Исправительно-трудовая педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся организацией воспитания лиц, пребывающих в местах заключения в результате совершенных противоправных действий и отбывающих наказание. Такая педагогика также носит название пенитенциарной.

Этот раздел педагогической науки тесно взаимосвязан с юридической наукой и правоведением.

Ее целевым назначением является перевоспитание заключенных и формирование из низ здоровых социальных граждан, способных существовать в социуме и взаимодействовать с его членами. Такая педагога ориентируется на воспитание граждан, устранение их проблем психического и педагогического характера, облегчение их жизнедеятельности, повышение качества их жизни и жизни окружающих их граждан.

Исправительная педагогика рассматривает процесс перевоспитания лиц, которые имеют серьезные социальные и нравственные проблемы развития, отличаются педагогической запущенностью и очень сложно поддаются педагогическому воздействию. Ситуация усугубляется еще и условиями их пребывания: социальная отрешенность, нахождение в условиях отбывания наказания, изоляции.

Замечание 1

Данная отрасль педагогики оформилась в самостоятельную научную дисциплину в связи с тем, что имеет уникальный объект и предмет исследования.

Объектом изучения пенитенциарной педагогики является воспитательный процесс, реализуемый в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов, несовершеннолетних правонарушителей, различных тюрем, лечебных учреждений исправительного типа, колоний-поселений. В данных учреждениях происходит содержание уголовных преступников, которые лишены своей свободы и содержаться в этих заведениях для несения соответствующего наказания за свое противоправное деяние. В таких исправительных учреждениях проводятся специальные трудовые работы, призванные оказать определенное воспитательное воздействие на заключенных.

«Исправительно-трудовая педагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Пенитенциарная педагогика не рассматривает процессы наказания, которые протекают без задержания осужденных и исключают лишение их свободы. Например, это могут быть штрафы, лишения званий, награды, выполнение обязательных трудовых работ. Кроме того, объектом не являются и подследственные правонарушители, решение суда по делу которых еще не вынесено.

В качестве предмета исправительно-трудовой педагогики выступает специфика функционирования системы уголовного наказания и ее педагогические закономерности. В данном случае, происходит исследование процесса перевоспитания лиц, нарушивших закон и, лишившихся свободы в качестве наказания. В процессе перевоспитания происходит исправление итогов деятельности иных воспитательных мероприятий и систем, проводивших воспитательное воздействие на заключенных при их нахождении в социуме. В процессе перевоспитания происходит:

  • Устранение отрицательных качеств раннего развития личности;
  • Развитие в оптимальном объеме положительных нравственных и духовных качеств личности;
  • Устранение стремлений к девиантному поведению;
  • Развитие принятия социальных норм и потребности следования им;
  • Развитие социально-потребного поведения;
  • Формирование новых положительных свойств личности на замену отрицательным.

Категории пенитенциарной педагогики

В процессе реализации трудовой деятельности, ориентированной на предотвращение и устранение девиантного поведения, ликвидации личностных дефектов, сотрудники воспитательной системы сталкиваются с большим количеством личностных противоречий, методы разрешения которых носят достаточно жесткий характер. Воспитательные мероприятия, по своей сути, носят принудительный характер.

Процесс воспитания, а скорее даже перевоспитания, предполагает использование особой терминологии. К ней относится:

  1. Исправление – это действия сотрудников воспитательной системы и иных лиц, ориентированные на улучшение личностных качеств, устранение недостатков, отклоняющегося поведения у объектов воспитательного воздействия. Исправление направлено на перестройку личности заключенного, формирование его новых свойств, отвечающих требованиям общества.
  2. Перевоспитание осужденных – это педагогический процесс, носящий двустороннюю ориентацию, базирующийся на взаимодействии субъектов воспитательной системы – педагогов, сотрудников, реализующих воспитательные мероприятия, и объектов – заключенных. В процессе перевоспитания осуществляется целенаправленное рациональное воздействие педагогов, формирование их усилий и учета внешних воздействующих факторов на объект воспитания, который должен принять и усвоить данные меры воздействия. Данный процесс направлен на исправление личности т.е. развитии у нее положительных качеств, пришедших на смену, ранее имеющимся отрицательным. Процесс исправления за счет системы перевоспитания становится мотиватором для личностного роста и развития, самодвижения и саморазвития личности, а также характеризует уровень построенной системы взаимоотношений между субъектом и объектом перевоспитания.
  3. Исправительно-трудовое воздействие – приобщение заключенных к работам по хозяйственному обслуживанию исправительного учреждения, нацеленное на социальное оздоровление личности и ее модификацию. В данном случае, возможности организованного трудового процесса применяются для целенаправленного развития и воспитания, находящихся в исправительном заведении заключенных. Воздействие, оказываемое на заключенных за совершенное ими преступление не должно носить только характер наказания. Оно должно воспитывать личность заключенного, помогать ему в социализации и дальнейшей нормальной жизнедеятельности при выходе на свободу.
  4. Исправительно-воспитательный процесс – это деятельность, ориентированная на достижение исправления. Данный процесс направлен на заключенных и их воспитание, которое было получено ранее и, последствия которого отразились на совершении преступления. Данный процесс реализуется посредством определения его целей и задач в разные периоды отбывания наказания, выявлении специфики построения системы взаимоотношений между педагогами и заключенными, выборе того или иного метода проведения перевоспитания для конкретного заключенного или их группы, а также составлении планов и прогнозов реализации воспитательных мероприятий.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot