Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Применение педагогики в исправительных и трудовых целях

Цель и задачи исправительно-трудовая педагогики

Определение 1

Исправительно-трудовая педагогика – это одна из отраслей общей педагогики, которая занимается вопросами организации воспитания и обучения лиц, находящихся в местах лишения свободы, где они оказались в результате совершения противоправных действий.

Выделение исправительно-трудовой педагогики в самостоятельную научную отрасль обусловлено в первую очередь особенностями её объекта и предмета, а также условиями, в которых находятся осужденные.

Исправительно-трудовую педагогику еще принято называть пенитенциарной педагогикой. Понятие «пенитенциарная» произошло от латинского и означает «исправлять, править». До 1990 года, исправительно-трудовая педагогика называлась так, потому что была тесно связана с исправительно-трудовой отраслью права. В 90- хода произошло изменение в названии данной отрасли права в уголовно-исполнительное, произошло расширение международных связей педагогики, и она получила общепризнанное название «пенитенциарная».

Содержание исправительно-трудовой педагогики включает в себя теоретические и практические навыки перевоспитания лиц, которые находятся в заключении за совершение разнообразных преступлений. Кроме того, она находится в тесной взаимосвязи с юриспруденцией и правоведением.

Основная цель исправительно-трудовой педагогики – организация эффективного воспитательного процесса, направленного на перевоспитание заключенных, формирование у них устойчивой жизненной позиции, культурных и нравственных норм поведения.

Исправительно-трудовая педагогика, как самостоятельная научная область использует все основные понятия общей педагогики, а также включает в себя ряд специфических. Основными специфическими понятиями исправительно-трудовой педагогики являются понятия перевоспитания и исправления.

Исправление – это достаточно противоречивый процесс «ломки» неверных стереотипов у осужденных, осознание ими необходимости целенаправленного становления личности законопослушного человека.

Перевоспитание – это двусторонний процесс, который включает в себя педагогическую работу реализуемую воспитателями и администрацией исправительного учреждения, и непосредственная деятельность самого осужденного, направленная на усвоение, оказываемого на него педагогического воздействия.

«Применение педагогики в исправительных и трудовых целях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Исправление является целью и конечным результатов перевоспитания, проявляется оно в стойком формировании таких навыков как самовоспитание и саморазвитие.

Объект и предмет исправительно-трудовой педагогики

Замечание 2

Объект исправительно-трудовой (пенитенциарной) педагогики – воспитательная система исправительного учреждения.

В настоящее время к исправительным учреждениям относятся не только колонии и тюрьмы, но и различные лечебные исправительные учреждения. Соответственно объект исправительно-трудовой педагогики достаточно широк, в чем и проявляется его особенности.

В зависимости от вида исправительного учреждения, вокруг заключенного создаются определенные условия (правила, режим и т.д.), что требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае.

Так же необходимо отметить, что каждое исправительное учреждение «дает» лицам, находящимся в определенный правовой статус, от которого зависят их права и обязанности.

Например, в следственных изоляторах (СИЗО) подследственные не являются осужденными, так как они находятся в данном учреждении до вынесения приговора, соответственно воспитательное воздействие на них минимально, и они не могут являться объектом рассмотрения пенитенциарной педагогики, так как относятся к юрисдикции судебных и следственных органов.

Замечание 3

Предмет исправительно-трудовой (пенитенциарной) педагогики – педагогические особенности и закономерности функционирования отечественной уголовно-исполнительной системы.

Уголовно-исполнительная система подразумевает обязательное лишение свободы лица, совершившего преступление. Особенность ее воспитательной деятельности состоит в том, что она по факту получает «брак» иных воспитательных систем. Соответственно система воспитания в уголовно-исправительном учреждении предполагает собой «перевоспитание».

Основная задача, стоящая перед исправительно-трудовой педагогикой заключается в разрушении сложившихся стереотипов и привычек, формирование у осужденных общепринятой и одобряемой модели поведения.

Основные категории исправительно-трудовой педагогики

При организации педагогического процесса в уголовно-исправительном учреждении, его сотрудники гораздо чаще сталкиваются с таким явлением как девиантное поведение. Именно у осужденных противоречия в личностном развитии проявляются максимально ярко. Большинство осужденных проявляют такие черты личности как жестокость, эгоцентризм и т.д. В связи с чем, в практике исправительно-трудовой педагогики возникает потребность в выработке индивидуальных методов и средств с осужденными, с целью их исправления и перевоспитания.

Необходимо отметить, что используемые методы и средства так же имеют некоторые отличительные особенности. Наряду с общепризнанными и традиционными методами, средствами, приемами и формами коррекционно-педагогической работы, используются и карательно-воспитательные методы воздействия на осужденных.

Определение 2

Карательно-воспитательное воздействие – это мера воздействия, которая предусматривает определенные наказания для осужденного, с целью воспитательного воздействия на него.

Например, при нарушении режима или общего порядка, осужденного помещают в штрафной изолятор на определенное время. Пребывание в штрафном изоляторе – это кара, проводимые с ним воспитательные беседы, при нахождении в изоляторе – это воспитание.

Воспитательный процесс в рамках исправительно-трудовой педагогики, при отбывании осужденным уголовного наказания принято обозначать единым термином «перевоспитание».

Под ним в пенитенциарной педагогике понимается двусторонний педагогический процесс, включающий совместную целенаправленную деятельность субъекта (воспитателя, сотрудника) по организации своих собственных усилий и системы внешних воздействий, а также деятельность объекта (осужденного) по усвоению данных воздействий. Результатом такого взаимодействия выступает тот или иной уровень положительного изменения личности, т.е. ее исправление.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot