Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование социальной компетентности младших школьников с особыми образовательными потребностями

Определение 1

Социальная компетентность — это основа и интегральная характеристика личности. Она отражает ее достижения в развитии отношений с другими людьми и предназначена для обеспечения полноценного овладения социальной реальностью. Компетентность дает возможность эффективно выстраивать собственное поведение в соответствии с ситуацией и в зависимости от принятых в социуме норм и ценностей.

Понятие и особенности социальной компетентности

Социальная компетентность представляет собой важнейший вид компетентности. Любые компетентности считаются социальными в широком смысле, поскольку они формируются в социуме. Социальная компетентность становится одной из важных ключевых компетентностей выпускника учебного заведения. Это связано с тем, что она выступает в качестве системы компетентностей, которые требуются для эффективной адаптации личности к социуму.

Социальная компетентность обеспечивает профессиональный и личный успех человека. Она, по мнению Т. Б. Беляевой, становится интегративным системным качеством личности. Очевидно, что можно говорить о том, что она объединяет в себе и прочие типы профессиональной компетентности (например, индивидуальная, личностная и т.д.).

Если взять за основу точку зрения А. К. Марковой, можно сделать вывод, что социальная компетентность чаще всего предопределяется содержанием профессиональной деятельности специалистов, становясь залогом ее эффективности и успешности.

Необходимо указать на тот факт, что зарубежная и отечественная литература, которая касается исследования социальной компетентности личности, немногочисленна. Сегодня также не предусмотрено единого определения такого феномена, как социальная компетентность личности. Не рассматривается широко ее структура, механизмы и условия целенаправленного развития в образовательном процессе.

Причина проблем состоит в сложности и интегративности рассматриваемого понятия, которое является комплексным образованием. Оно включает знания, умения, способности, навыки и опыт человека. По этой причине появляются сложности в изучении социальной компетентности, в том числе механизмов ее развития у учащихся (особенно с особыми образовательными потребностями).

«Формирование социальной компетентности младших школьников с особыми образовательными потребностями » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для социальной компетентности в целом присущи следующие особенности:

  • Наличие способности человека эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается;
  • Повседневная успешность человека во взаимодействии с окружающими;
  • Умение производить выбор правильных социальных ориентиров;
  • Умение организовать свою деятельность в зависимости от собственных ориентиров;
  • Развитие определенного уровня адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли.

Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ

Формирование социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями представляет собой процесс, который концентрируется на оказании психолого-педагогический помощи в становлении и социализации личности. Благодаря этому дети познают свои особенности, чувства, поступки. Это обеспечивает готовность не только к адекватному оцениванию и анализу социальных последствий своих действий, но и к успеху в обществе.

Для формирования и развития социальной компетентности детей с особыми потребностями необходима специальная развивающая среда. Она не должна создавать препятствия на пути к воплощению намерений личности. Напротив, она создает условия для их реализации.

Для формирования специальной развивающей среды большую роль играет внеклассная работа. Участвуя во внеклассных мероприятиях, школьники, как правило, не ограничиваются жесткими рамками правил. Наоборот, они начинают чувствовать поощрение и поддержку в процессе проявления своих лучших качеств. Именно внеклассная деятельность имеет решающее значение в формировании и развитии социальной компетентности.

Внеклассная работа помогает:

  • увеличить активность ученика;
  • обеспечить возможности творческого сотрудничества между педагогами и учащимися;
  • создать обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание;
  • ориентировать деятельность учащихся на успех.

Нравственное воспитание школьников с особыми образовательными потребностями становится очень тяжёлой работой для педагога. Это связано с тем, что требования школы и семьи не всегда совпадают, а также в обществе происходит много негативного.

Особенности развития социальной компетентности младшеклассников с особыми потребностями в образовании

В младших классах дети с особыми потребностями в образовании приобретают знания о нормах и правилах школьной жизни, поведения в классе. Это является частью формирования социальной компетентности учащихся. В младших классах происходит постепенное обобщение опыта, при этом дети усваивают понятие «вежливость».

От класса к классу социальная компетентность углубляется, связывается с целостным образом воспитанного человека. Нравственные качества школьников с особыми образовательными потребностями проявляются в их повседневном общении друг с другом. Ребенок требует честности в игре, справедливости в распределении трудовых обязанностей. Он начинает приходить на помощь товарищам, оказавшимся в беде. Одновременно с этим, для него может быть характерна жестокость вместо сочувствия.

Для детей присуща эмоциональность, конкретность и преобладание наглядно- образного мышления. Цель занятий в области формирования социальной компетентности состоит в сформировании у детей нравственных представлений об их поведении и поступках в обществе, представлений, которые связаны с определенными этическими понятиями и моральным нормами. В дальнейшем это будет представлять собой ориентир в нравственных жизненных ситуациях и понимании людей. На соответствующих примерах дети учатся делать выбор, но если он подражает негативному образчику во время игры, то педагоги не должны оставлять это без внимания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot