Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке

Место педагогики в системе наук о человеке

Слово «педагогика» имеет древнее происхождение. Оно появилось в Греции. В те времена педагогами называли рабов, которые отводили детей своих господ в учебные учреждения, выступая в роли их проводников и защитников. Немного позднее, когда педагогика начала оформляться в качестве научной отрасли, педагогами стали называть людей, которые осуществляли процесс воспитания и обучение подрастающего поколения. Им отводилась значимая роль в жизни ребенка: они выступали проводниками на пути к знаниям и навыкам, помогали в освоении основ мироустройства и познание законов его функционирования.

Значение педагогики, как научного знания, научной отрасли, системы знаний о воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения велико. Она занимает особое место в системе наук о человеке, поскольку исследует важные процессы становления и развития детей, усвоения ими нравственных норм и моральных принципов поведения, социального опыта.

Педагогику можно рассматривать, как науку, занимающуюся изучением, накоплением и передачей знаний о сущности социальных и природных процессов, их связей и взаимодействии, законах функционирования социальной сферы, природы, мышления, а также обширную систему знаний об устройстве социального мира и его месте в природной среде.

Кроме того, педагогика выступает еще и учебным предметом, который представляет собой педагогически приспособленное содержание фундаментальных основ отдельной науки или направления деятельности.

Учебный предмет состоит из следующих компонентов социального опыта жизнедеятельности:

  • Знания;
  • Способы осуществления различных видов деятельности;
  • Опыт творческих направлений деятельности;
  • Опыт эмоционально-ценностных взаимоотношений.

Педагогическая наука непрерывно развивается и изменяются ее ведущие концепции и теории. Кроме того, в ней могут появляться разнообразные проблемы. Учебный предмет педагогики или ее отдельной научной отрасли преобразовывает эти проблемы и сглаживает их. Содержание учебного предмета педагогической научной отрасли отражается в контексте определенной концепции. Его можно рассматривать в качестве фактора усвоения учащимися научных педагогических знаний, в силу их возрастных и индивидуальных особенностей развития.

«Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Как научное знание, педагогика занимается поиском способов и методов управления развитием человека в условиях природной и социальной среды, их совершенствованием и развитием.

Как учебный предмет, педагогика содержит совокупность теоретических и практических знаний в области обучения и воспитания, дает полноценное представление об организации педагогической деятельности, отвечающей условиям достижения целевого назначения образования.

Связь педагогики с другими науками. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Связь педагогики с другими науками. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Взаимосвязь педагогики с фундаментальными науками

Фундаментальными для педагогики науками являются:

  • Анатомия;
  • Физиология;
  • Гигиена;
  • Психология;
  • Социология;
  • Антропология;
  • Педагогическая антропология.

Все эти науки занимаются изучением устройства человеческого организма и законов его функционирования, отклонений от нормального развития, условий социальной среды, необходимых для полноценного развития личности, нормального функционирования нервно-психических процессов, духовно-нравственное развитие, факторы, влияющие на гармоничное развитие личности и ее социализацию.

Знания этих наук выступают фундаментом педагогических исследований в области построения процессов обучения и воспитания.

Особую связь можно отметить между педагогикой и педагогической антропологией, которая возникла на стыке двух наук. Она несет для педагогике важное значение, поскольку снабжает ее, а также все ее отрасли, полноценной информацией об объекте воспитания и обучения.

Физиология помогает педагогике в исследовании закономерностей функционирования нервных процессов, которые лежат в основе психического и физического развития ребенка. Эти знания необходимы для разработки методов и приемов, технологий педагогической деятельности, выбора воспитательных и образовательных средств.

Социология занимается исследованием областей образования и воспитания, помогает в решении разнообразных педагогических проблем в этих направлениях.

Взаимосвязь педагогики с этикой

Педагогическая наука неразрывно связана с этическими научными знаниями. Этика и ее теории легли в основу отдельной отрасли педагогики – педагогической этики.

Определение 1

Педагогическая этика – это отдельная отрасль педагогики и этической науки, которая занимается исследованием педагогической морали, принципов нравственности в сфере педагогической работы и основ применения этических принципов реализации педагогических процессов, отдельных направлений педагогической работы и целостного педагогического процесса.

Посредством применения теорий этической науки, педагогическая этика формулирует основные принципы педагогических отношений и педагогического взаимодействия в образовательном пространстве.

Педагогическая этика устанавливает основы педагогического этикета т.е. правил построения коммуникативных отношений между педагогом и учащимися, между педагогами, между педагогом и родителями учащихся, между педагогом и руководством. Она определяет манеры поведения педагога и учащихся.

Особое внимание педагогическая этика уделяет исследования нравственного сознания педагога. Она ориентируется на поднятие уровня нравственности педагога на высокую ступень развития, вооружая его особыми знаниями и навыками, позволяющими преодолевать конфликты, продуктивно их разрешать.

Педагогическая этика служит основой для проведения педагогической наукой анализа нравственного потенциала педагогического процесса и рассмотрение его, как систему нравственных взаимоотношений между его участниками.

Педагогическая этика занимается исследованием моральных категорий, которые лежат в основе педагогического процесса, а точнее, он ориентируется на их развитие у учащихся. К таким категориям относятся: добро, честь, достоинство, справедливость, милосердие, терпимость.

Дата последнего обновления статьи: 22.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot