Место педагогики в системе наук о человеке
Слово «педагогика» имеет древнее происхождение. Оно появилось в Греции. В те времена педагогами называли рабов, которые отводили детей своих господ в учебные учреждения, выступая в роли их проводников и защитников. Немного позднее, когда педагогика начала оформляться в качестве научной отрасли, педагогами стали называть людей, которые осуществляли процесс воспитания и обучение подрастающего поколения. Им отводилась значимая роль в жизни ребенка: они выступали проводниками на пути к знаниям и навыкам, помогали в освоении основ мироустройства и познание законов его функционирования.
Значение педагогики, как научного знания, научной отрасли, системы знаний о воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения велико. Она занимает особое место в системе наук о человеке, поскольку исследует важные процессы становления и развития детей, усвоения ими нравственных норм и моральных принципов поведения, социального опыта.
Педагогику можно рассматривать, как науку, занимающуюся изучением, накоплением и передачей знаний о сущности социальных и природных процессов, их связей и взаимодействии, законах функционирования социальной сферы, природы, мышления, а также обширную систему знаний об устройстве социального мира и его месте в природной среде.
Кроме того, педагогика выступает еще и учебным предметом, который представляет собой педагогически приспособленное содержание фундаментальных основ отдельной науки или направления деятельности.
Учебный предмет состоит из следующих компонентов социального опыта жизнедеятельности:
- Знания;
- Способы осуществления различных видов деятельности;
- Опыт творческих направлений деятельности;
- Опыт эмоционально-ценностных взаимоотношений.
Педагогическая наука непрерывно развивается и изменяются ее ведущие концепции и теории. Кроме того, в ней могут появляться разнообразные проблемы. Учебный предмет педагогики или ее отдельной научной отрасли преобразовывает эти проблемы и сглаживает их. Содержание учебного предмета педагогической научной отрасли отражается в контексте определенной концепции. Его можно рассматривать в качестве фактора усвоения учащимися научных педагогических знаний, в силу их возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Как научное знание, педагогика занимается поиском способов и методов управления развитием человека в условиях природной и социальной среды, их совершенствованием и развитием.
Как учебный предмет, педагогика содержит совокупность теоретических и практических знаний в области обучения и воспитания, дает полноценное представление об организации педагогической деятельности, отвечающей условиям достижения целевого назначения образования.
Рисунок 1. Связь педагогики с другими науками. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Взаимосвязь педагогики с фундаментальными науками
Фундаментальными для педагогики науками являются:
- Анатомия;
- Физиология;
- Гигиена;
- Психология;
- Социология;
- Антропология;
- Педагогическая антропология.
Все эти науки занимаются изучением устройства человеческого организма и законов его функционирования, отклонений от нормального развития, условий социальной среды, необходимых для полноценного развития личности, нормального функционирования нервно-психических процессов, духовно-нравственное развитие, факторы, влияющие на гармоничное развитие личности и ее социализацию.
Знания этих наук выступают фундаментом педагогических исследований в области построения процессов обучения и воспитания.
Особую связь можно отметить между педагогикой и педагогической антропологией, которая возникла на стыке двух наук. Она несет для педагогике важное значение, поскольку снабжает ее, а также все ее отрасли, полноценной информацией об объекте воспитания и обучения.
Физиология помогает педагогике в исследовании закономерностей функционирования нервных процессов, которые лежат в основе психического и физического развития ребенка. Эти знания необходимы для разработки методов и приемов, технологий педагогической деятельности, выбора воспитательных и образовательных средств.
Социология занимается исследованием областей образования и воспитания, помогает в решении разнообразных педагогических проблем в этих направлениях.
Взаимосвязь педагогики с этикой
Педагогическая наука неразрывно связана с этическими научными знаниями. Этика и ее теории легли в основу отдельной отрасли педагогики – педагогической этики.
Педагогическая этика – это отдельная отрасль педагогики и этической науки, которая занимается исследованием педагогической морали, принципов нравственности в сфере педагогической работы и основ применения этических принципов реализации педагогических процессов, отдельных направлений педагогической работы и целостного педагогического процесса.
Посредством применения теорий этической науки, педагогическая этика формулирует основные принципы педагогических отношений и педагогического взаимодействия в образовательном пространстве.
Педагогическая этика устанавливает основы педагогического этикета т.е. правил построения коммуникативных отношений между педагогом и учащимися, между педагогами, между педагогом и родителями учащихся, между педагогом и руководством. Она определяет манеры поведения педагога и учащихся.
Особое внимание педагогическая этика уделяет исследования нравственного сознания педагога. Она ориентируется на поднятие уровня нравственности педагога на высокую ступень развития, вооружая его особыми знаниями и навыками, позволяющими преодолевать конфликты, продуктивно их разрешать.
Педагогическая этика служит основой для проведения педагогической наукой анализа нравственного потенциала педагогического процесса и рассмотрение его, как систему нравственных взаимоотношений между его участниками.
Педагогическая этика занимается исследованием моральных категорий, которые лежат в основе педагогического процесса, а точнее, он ориентируется на их развитие у учащихся. К таким категориям относятся: добро, честь, достоинство, справедливость, милосердие, терпимость.