Понятие педагогического общения
Педагогическое общение – это специфическая профессиональная форма общения, реализуемая между педагогом и иными участниками педагогического процесса.
Педагогическое общение имеет ряд особенностей, но при этом подчиняется общим психологическим закономерностям, характерным для формы взаимодействия между людьми. Основными компонентами педагогического общения являются интерактивный, коммуникативный и перцептивный компоненты.
Содержание педагогического общения представлено совокупностью методов и средств, направленных на реализацию основных целей и задач процесса воспитания и обучения, а также отражающих их характер взаимодействия.
Основные трудности, возникающие в процессе организации педагогического общения, вызваны не столько недостатками методической и научной подготовки у педагогов, сколько их профессиональной деформацией.
Эффективность педагогического общения зависит от педагогического мастерства и коммуникативной культуры педагога, а также его личностных качеств.
Достижение положительного результата общения, зависит от соблюдения ряда условий:
- умение правильно воспринимать и обобщать информацию;
- коммуникативных навыков и умений педагога;
- способности педагога проявлять эмпатию и осуществлять рефлексию;
- уровня наблюдательности;
- умение слушать и понимать ребенка, воздействовать на него посредством убеждения, эмоционального заражения, внушения;
- умение при необходимости изменять стили и позиции общения;
- умение преодолевать конфликты, «гасить» конфликтные ситуации в момент их зарождения.
Важную роль играет психолого-педагогическая компетентность педагога в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.
Основные классификации видов педагогического общения
В настоящее время существует несколько классификаций видов педагогического общения. Чаще всего педагогическое общение подразделяют на виды, в зависимости от сочетания стилей общения:
- Дидактическое педагогическое общение – осуществляется посредством индивидуального взаимодействия ребенка и педагога («лицом к лицу»).
- Фронтальное педагогическое общение – осуществляется между педагогом и всеми детьми одновременно («учитель-ученик-ученик»).
Межличностное взаимодействие в каждом из данных видов педагогического общения требует от педагога опоры на различные внутриличностные ресурсы.
Выбор вида педагогического общения, зависит от личных предпочтений со стороны педагога. В том случае, если педагог предпочитает использовать фронтальное общение, то в процессе его подготовки и последующему самосовершенствованию необходимо развивать универсальную педагогическую культуру общения. Если педагог предпочитает использовать индивидуальный вид общения и взаимодействует с ребенком непосредственно, то ему необходимо развивать личностно-предметную опосредованность педагогического взаимодействия.
Кроме представленной классификации, используется еще одна, более полная, разработанная и представленная О.В. Кирилловой, в которой виды педагогического общения классифицируются по определенным характеристикам:
По содержанию выделяют:
- материальное общение – связано с различными видами деятельности педагога и детей, а также обменом ее продуктами;
- когнитивное общение – направлено на обмен между участниками общения интеллектуальными продуктами деятельности, в том числе полученными знаниями, умениями и навыками;
- мотивационное общение – основная цель данного вида общения – это стимулирование положительных мотивов деятельности детей, а в первую очередь мотив на обучение и развитие познавательной активности;
- инструментальное общение – призвано обслуживать организацию реализуемой деятельности детей и педагога (как индивидуальной, так и коллективной).
По типам взаимных контактов выделяют следующие виды педагогического общения:
- прямое общение – в его основе лежат личные контакты и непосредственное восприятие участниками общения друг друга, выражаемых эмоций, чувств и действий;
- косвенное общение – реализуется с использованием посредников, к роли которых могут выступать окружающие люди;
- открытое общение – предусматривает полное выражение партнерами собственной точки зрения каждым участником, учет позиции собеседника;
- закрытое общение – участники общение не высказывают своего мнения открыто;
- полузакрытое общение – направлено на одностороннее расспрашивание сведений;
- тактильно-чувственное общение – в основе данного общения лежит взаимодействие между сторонами посредством прикосновений и тактильных контактов.
По характеру поведения партнеров различают:
- примитивно-формальное общение – характеризуется формальными вопросами, отсутствием заинтересованности в осуществлении общения обеими ее сторонами;
- информационное общение – направлено на непосредственную передачу информации от одного участника общения к другому;
- деловое общение – реализуется в рамках педагогической профессии, исключительно на рабочие темы;
- интимно-личностное общение – осуществляется между педагогом на личные для ребенка темы, например, с целью установления причин проблем в развитии и т.д.
По субъектно-объектной ориентации:
- духовно-ориентированное,
- групповое предметно-ориентированное,
- личностно-ориентированное,
- социально-ориентированное,
- формально-ролевое,
- ориентированное на дело.
По средствам общения:
- вербальное,
- невербальное,
- эмоционально-чувственное,
- деятельностно-инструментальное.
По целеполаганию:
- контактное общение - нацелено на установление взаимного сотрудничества;
- информационно-побудительное - способствует обмену сведениями, замыслами, решениями
По характеру действий партнеров – общение, ориентированное на контроль, взаимное понимание, взаимодействие и сотрудничество.
Предлагаемое многообразие видов педагогического общения, необходимо для достижения целей обучения и воспитания. Вид общения выбирается педагогом в зависимости от своеобразия учебной программы, особенностей детского коллектива и установленным между педагогом и детьми контактом.