Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ педагогического общения

Определение 1

Педагогическое общение – это неотъемлемый элемент профессиональной деятельности педагога, реализуемый с коллегами, родителями и детьми в рамках педагогической деятельности.

Педагогическое общение: сущность и функции

Педагогическое общение является особым видом общения, оно относится к профессиональной категории. Педагогическое общение ориентировано на развитие личности ребенка, установление взаимоотношений в детском коллективе, его сплочении. В отличие от просто общения, педагогическое общение всегда носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. По своему содержанию педагогическое общение – это динамичный процесс, который меняется в зависимости от возраста детей, их жизненной позиции.

Цель педагогического общения заключается в передачи жизненного и профессионального опыта от педагога к детям, посредством коммуникации.

Замечание 1

Таким образом, педагогическое общение – это многоплановый процесс установления, организации и развития коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и детьми, определяемый педагогическими целями и задачами.

Содержание педагогического общения заключается в целенаправленном обмене информацией с помощью различных коммуникативных средств.

Средствами педагогического общения выступают разнообразные способы передачи, переработки, восприятия, расшифровки и кодирования учебной информации.

Реализация цели педагогического общения осуществляется посредством следующих функций:

  1. Конструктивная функция педагогического общения – направлена на взаимодействия педагога и ребенка непосредственно в рамках педагогического процесса, по конкретной теме учебной дисциплины.
  2. Организационная функция педагогического общения – заключается в целенаправленной организации совместной деятельности педагога и детей, во время воспитательно-образовательного процесса.
  3. Коммуникативно-стимулирующая функция педагогического общения – предусматривает использование разнообразных форм учебной и познавательной деятельности, направленных на организацию эффективного взаимодействия педагога и детей.
  4. Информационно-обучающая функция педагогического общения – служит для показа места учебной дисциплины в образовательной системе и ее значимости для конкретной профессиональной деятельности
  5. Эмоционально-корригирующая функция педагогического процесса – заключается в установлении доверительного и уважительно отношения между детьми и педагогом.
  6. Контрольно-оценочная функция педагогического общения – состоит в осуществлении самоконтроля и взаимоконтроля детьми за поведением во время воспитательно-образовательного процесса.
«Анализ педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные виды педагогического общения и его стили

В зависимости от целей, задач и характера совместной деятельности людей, ее организации и сложившейся системы взаимоотношений различают несколько видов педагогического общения:

  • Социально-ориентированное общение, представлено такими формами как доклад, лекция, ораторская речь, обращение к аудитории и т.д.
  • Групповое предметно-ориентированное общение заключается в формировании коллективного взаимодействия педагога и детей в рамках совместно организованных видов деятельности.
  • Личностно-ориентированное общение представлено общение субъектов педагогического процесса, направленное на решение педагогических задач.
  • Психологические взаимоотношения, особый вид общения, во главе которого стоят взаимоотношения между его участниками.

Помимо видов педагогического общения, выделяют три основных стиля:

  1. Авторитарный стиль педагогического общения – заключается в том, что педагог организует процесс общения на основании его личного авторитета, не допускается участие детей в обсуждение коллективных вопросов, решение проблем и т.д. Главным и признаваемым мнением педагог считает свое собственное мнение. Основная форма общения с детьми – приказы, наказание, инструкции, выговор.
  2. Либеральный стиль педагогического общения – состоит в том, что педагог не проявляет интереса к течению воспитательно-образовательного процесса. Педагог не имеет твердой точки зрения на конкретные вопросы, не вникает в конфликты, слабо интересуется успехами детей. Данный стиль характерен тем, что либеральный педагог как бы «плывет по течению» и не желает проявлять какой-либо инициативы в педагогическом процессе, общение с детьми ему не интересно.
  3. Демократический стиль педагогического общения – является одним из наиболее приемлемых стилей общения. Положительная черта данного стиля заключается в том, что оно основано на взаимном доверии и уважении. Педагог проявляет истинный интерес к учебным успехам детей, любит общаться с ними не только на образовательные темы, и не только в рамках учебных занятий, но и на другие допустимые темы в свободное время. Демократичный педагог пользуется большой популярностью, дети его очень любят, с удовольствием посещают его занятия.

Этапы организации педагогического общения

Основные этапы педагогического общения:

  1. Прогностический этап. На данном этапе педагог осуществляет моделирование общения с детьми, подбирает необходимые коммуникативные средства общения, организует благоприятную среду. Вся работа осуществляется на основании поставленных педагогических задач, а также с учетом индивидуальности детского коллектива, с которым предстоит работа.
  2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с группой (классом). На данном этапе педагог выступает как инициатор общения, которое он организует посредством заранее выбранных методов, средств, форм и приемов.
  3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Подобранные педагогом методы и средства общения должны быть адекватны, только в этом случае они принесут ожидаемый эффект от совместной деятельности педагога и детей.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Педагог анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией.
Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot