Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Риторические жанры в педагогическом общении

Риторические жанры в педагогическом общении

Изучение педагогического общения как лингвистического феномена неизбежно ставит вопрос о сущности и содержании понятия «жанр педагогической коммуникации». При этом исследователей интересует специфика речевых жанров, используемых в педагогической коммуникации, их типологические свойства и жанровая природа, проявляющая в риторичности педагогической коммуникации.

Как термин понятие «риторический жанр» не имеет в языкознании четкого определения. В частности, определение «риторический» относит это понятие к сфере спланированной, заранее подготовленной речи, которая строится по определенным языковым канонам (риторическим канонам), доминирующим в данном типе коммуникации.

Определение 1

Риторический жанр педагогического общения представляет собой такой устойчивый тип высказывания, который намеренно продуцируется в процессе речевой коммуникации и предполагает воздействие на адресата (в данном случае – педагогическое воздействие).

Сопоставляя собственно речевые жанры и риторические речевые жанры педагогического дискурса можно отметить, что для вторых значимо преобладание личности говорящего (автора), а также наличие экспрессивно-оценочного компонента, выходящего за рамки предметного содержания преподаваемой дисциплины.

К риторическим жанрам педагогического дискурса можно отнести следующие разновидности:

  1. Представление (самопрезентация) педагога перед классом.
  2. Слово о предмете либо о выдающемся ученом, прославившемся в данной предметной области.
  3. Агитационная речь, например, в поддержку олимпиады, конкурса, образовательного события.
  4. Оценочная речь, например, посвященная анализу произведения, работ учащихся.
  5. Риторический анализ речевого поведения учащихся.
  6. Учебная дискуссия или дебаты с участием педагога и учащихся.
  7. Выступление на родительском собрании.
  8. Выступление на собрании педагогического коллектива или методического объединения.

Коммуникативные свойства риторических педагогических жанров

Будучи элементом риторической коммуникации, риторические жанры педагогического общения характеризуются следующими коммуникативными параметрами:

«Риторические жанры в педагогическом общении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Подготовленность речи, наличие у адресанта (педагога) конкретного плана реализации коммуникативного замысла, который создается для достижения определенной коммуникативной цели.
  2. Интенциональность, то есть наличие речевого замысла, преследующего цель воздействия на аудиторию для изменения ее мыслительных и (или) поведенческих установок.
  3. Оценочность и экспрессивность как категории выражения личностного отношения адресанта к содержанию речевого сообщения.
  4. Риторичность, проявляющаяся в наличии определенной риторической структуры в высказывании, которое создается по риторическим канонам с отбором языковых единиц для реализации целей коммуникации. Такое высказывание отличается максимальным воздействующим характером на сознание реципиента.
  5. Осознанный выбор коммуникативных стратегий и тактик, которые направлены на достижение речевой цели. Диапазон используемых коммуникативных стратегий в педагогическом общении широк: информативные стратегии, объяснительно-иллюстративные, убеждающие, побуждающий, воздействующие, оценочные, аргументирующие, воспитывающие и иные стратегии и тактики. Специфика заключается в единстве всех стратегий, то есть информирование в педагогическом общении невозможно отделить от побуждения и оценки, а также речевой экспрессии.
  6. Антропоцентричность, то есть направленность на адресата (учащегося) и удовлетворение его информационных, познавательных, ценностных потребностей в процессе обучения и воспитания.
  7. Диалогичность, предполагающая наличие обратной связи между участниками педагогического общения.
  8. Этикетный характер, который выражается в соответствии содержания и формы коммуникации принятым в обществе нормам общения между старшим и младшим, педагогом и учащимся, взрослым и ребенком.
  9. Функциональность, то есть зависимость от ситуации общения, синтез различных стилей при доминировании научно-учебного подстиля.

Владение риторическими жанрами педагогической коммуникации составляет значимую часть педагогической и коммуникативной культуры учителя. Помимо собственно риторических жаров, учитель также должен понимать сущность и формы реализации риторической деятельности на этапе создания и произнесения высказывания. То есть риторический жанр в педагогической коммуникации существует как процесс речевого творчества от инвенции (изобретение речи) до произнесения высказывания с целью воздействия на слушателей.

Таким образом, риторические жанры в педагогическом общении представляют собой часть коммуникативной культуры педагога, а также важную область педагогической коммуникации, позволяющей педагогу эффективно взаимодействовать с учащимися, их родителями и коллегами.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot