Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модель риторизации учебного задания по русскому языку и его роль в обучении

Риторизация как дидактический прием и технология и ее роль в обучении

Риторизация учебных заданий по русскому языку является одной из стратегий развития компетентностного подхода к обучению русскому языку, который предполагает:

  1. Ориентацию обучения на нужды коммуникативной практики.
  2. Реализацию метапредметной функции обучения.
  3. Развивающий характер учебной задачи, имитирующей связь с жизненной задачей.
  4. Нацеленность на активный, самостоятельный поиск решения (учебную эвристику).
  5. Приоритетное использование коммуникативных методов решения задачи (рассуждение, обсуждение, аргументация и проч.).

В этом аспекте риторизация учебной задачи выступает как прием подачи задания, формирующий вокруг учебной ситуации определенную речевую ситуацию, участниками которой становятся ученики. Решая предложенную задачу, учащиеся взаимодействуют в рамках выбранных речевых стратегий и тактик, усваивая необходимые практические навыки коммуникации.

Определение 1

Как педагогический прием риторизация представляет собой переосмысление учебной задачи в целях организации ее решения в рамках диалогического общения.

Риторизация, вначале используемая лишь как прием диалогизации при выполнении определенных заданий, превратились в одну из педагогических технологий и стала реализовываться на уровне преподавания предмета и даже организации учебного процесса в целом.

На уровне использования риторизации как приема при решении познавательных задач во время урока русского языка учитель формирует следующие компоненты учебной ситуации:

  1. Перевод учебной (или жизненной) задачи в риторическую задачу.
  2. Акцент на осознании коммуникативного намерения участников ситуации.
  3. Формулировка задания, предполагающего вариативность в формах и приемах выполнения.
  4. Развитие аргументации, обоснования выбора решения учебной задачи.
  5. Рефлексию особенностей выполнения задания и результатов, которые были достигнуты.
«Модель риторизации учебного задания по русскому языку и его роль в обучении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Модель риторизации учебного задания по русскому языку и его роль в обучении

Рассмотрим особенности риторизации учебных заданий по русскому языку при работе с разными темами. Особенно ценно использовать риторизацию в заданиях, которые направлены на развитие речевых навыков. Традиционное издание может быть сформулировано следующим образом: «Напишите сочинение по картине, используя жаровую форму письма, дневниковой заметки, рецензии». Риторизация задания заключается в переносе акцента на речевую ситуацию, лежащую в основе учебной задачи:

  1. Изучите образцы рецензий (дневниковых записей, писем); сформулируйте их основные коммуникативно-речевые жанровые особенности.
  2. Определите коммуникативную задачу, стоящую перед автором рецензии (письма, дневниковой записи).
  3. Укажите, с помощью каких речевых средств данная коммуникативная задача может быть реализована в вашем сочинении.
  4. Проанализируйте образцы сочинений в указанных жанрах, оцените их с точки зрения грамотности, речевого оформления, соответствия коммуникативной задаче.
  5. Напишите текст сочинения с опорой на жанровые особенности рецензии (письма, дневниковой записи).

Вариант риторизации задания по орфографии (или пунктуации) может включать вымышленную речевую ситуацию, которая способствует диалогизации учебного общения:

  1. Перед вами деформированный текст, в котором пропущены буквы и знаки препинания.
  2. Подготовьте объяснительный текст, адресованный вашему однокласснику, по болезни пропустившему урок и не усвоившему правописные темы.
  3. Создайте логические схемы (таблицы, алгоритмы) для объяснения правил.
  4. Подберите примеры для иллюстрации правила.
  5. Подготовьте небольшой диктант (тест) на изученные орфограммы и проведите его для одноклассников.
Определение 2

Модель риторизации учебного задания представляет собой последовательность действий, применяемых педагогом для преобразования традиционных заданий в варианты диалогических учебных ситуаций.

Модель риторизации учебного задания включает следующие компоненты:

  1. Определение практической значимости задания, его эвристической ценности и межпредметных связей.
  2. Описание речевой ситуации, лежащей в основе выполнения задания, оценка ее актуальности и связи с речевой практикой.
  3. Формулировка речевого намерения, лежащего в основе действий ученика, а также результатов, которые он должен достигнуть при реализации речевого намерения.
  4. Создание текста задания, оценка его логичности, доступности, ясности и непротиворечивости.
  5. Введение в текст задания вопросов, акцентирующих внимание ученика на аргументации собственной позиции, осмысление своих учебно-речевых действий.
  6. Разработка вопросов для самоанализа (рефлексии) по итогам выполнения задания.

Данная модель является универсальной, при этом ее можно менять, подстраивая под условия конкретной учебной задачи или изучаемого материала.

Таким образом, использование в процессе обучения модели риторизации заданий помогает сформировать активный подход к учебному материалу и помочь связать его с жизнью.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot