Риторизация как дидактический прием и технология и ее роль в обучении
Риторизация учебных заданий по русскому языку является одной из стратегий развития компетентностного подхода к обучению русскому языку, который предполагает:
- Ориентацию обучения на нужды коммуникативной практики.
- Реализацию метапредметной функции обучения.
- Развивающий характер учебной задачи, имитирующей связь с жизненной задачей.
- Нацеленность на активный, самостоятельный поиск решения (учебную эвристику).
- Приоритетное использование коммуникативных методов решения задачи (рассуждение, обсуждение, аргументация и проч.).
В этом аспекте риторизация учебной задачи выступает как прием подачи задания, формирующий вокруг учебной ситуации определенную речевую ситуацию, участниками которой становятся ученики. Решая предложенную задачу, учащиеся взаимодействуют в рамках выбранных речевых стратегий и тактик, усваивая необходимые практические навыки коммуникации.
Как педагогический прием риторизация представляет собой переосмысление учебной задачи в целях организации ее решения в рамках диалогического общения.
Риторизация, вначале используемая лишь как прием диалогизации при выполнении определенных заданий, превратились в одну из педагогических технологий и стала реализовываться на уровне преподавания предмета и даже организации учебного процесса в целом.
На уровне использования риторизации как приема при решении познавательных задач во время урока русского языка учитель формирует следующие компоненты учебной ситуации:
- Перевод учебной (или жизненной) задачи в риторическую задачу.
- Акцент на осознании коммуникативного намерения участников ситуации.
- Формулировка задания, предполагающего вариативность в формах и приемах выполнения.
- Развитие аргументации, обоснования выбора решения учебной задачи.
- Рефлексию особенностей выполнения задания и результатов, которые были достигнуты.
Модель риторизации учебного задания по русскому языку и его роль в обучении
Рассмотрим особенности риторизации учебных заданий по русскому языку при работе с разными темами. Особенно ценно использовать риторизацию в заданиях, которые направлены на развитие речевых навыков. Традиционное издание может быть сформулировано следующим образом: «Напишите сочинение по картине, используя жаровую форму письма, дневниковой заметки, рецензии». Риторизация задания заключается в переносе акцента на речевую ситуацию, лежащую в основе учебной задачи:
- Изучите образцы рецензий (дневниковых записей, писем); сформулируйте их основные коммуникативно-речевые жанровые особенности.
- Определите коммуникативную задачу, стоящую перед автором рецензии (письма, дневниковой записи).
- Укажите, с помощью каких речевых средств данная коммуникативная задача может быть реализована в вашем сочинении.
- Проанализируйте образцы сочинений в указанных жанрах, оцените их с точки зрения грамотности, речевого оформления, соответствия коммуникативной задаче.
- Напишите текст сочинения с опорой на жанровые особенности рецензии (письма, дневниковой записи).
Вариант риторизации задания по орфографии (или пунктуации) может включать вымышленную речевую ситуацию, которая способствует диалогизации учебного общения:
- Перед вами деформированный текст, в котором пропущены буквы и знаки препинания.
- Подготовьте объяснительный текст, адресованный вашему однокласснику, по болезни пропустившему урок и не усвоившему правописные темы.
- Создайте логические схемы (таблицы, алгоритмы) для объяснения правил.
- Подберите примеры для иллюстрации правила.
- Подготовьте небольшой диктант (тест) на изученные орфограммы и проведите его для одноклассников.
Модель риторизации учебного задания представляет собой последовательность действий, применяемых педагогом для преобразования традиционных заданий в варианты диалогических учебных ситуаций.
Модель риторизации учебного задания включает следующие компоненты:
- Определение практической значимости задания, его эвристической ценности и межпредметных связей.
- Описание речевой ситуации, лежащей в основе выполнения задания, оценка ее актуальности и связи с речевой практикой.
- Формулировка речевого намерения, лежащего в основе действий ученика, а также результатов, которые он должен достигнуть при реализации речевого намерения.
- Создание текста задания, оценка его логичности, доступности, ясности и непротиворечивости.
- Введение в текст задания вопросов, акцентирующих внимание ученика на аргументации собственной позиции, осмысление своих учебно-речевых действий.
- Разработка вопросов для самоанализа (рефлексии) по итогам выполнения задания.
Данная модель является универсальной, при этом ее можно менять, подстраивая под условия конкретной учебной задачи или изучаемого материала.
Таким образом, использование в процессе обучения модели риторизации заданий помогает сформировать активный подход к учебному материалу и помочь связать его с жизнью.