Сущность педагогического процесса
Педагогический процесс – это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, которое направляется на достижение поставленной цели и приводит к заранее предполагаемому изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанников.
Иными словами, педагогический процесс предполагает «переплавку» социального опыта в личностные качества.
Главным интегративным свойством педагогического процесса в качестве динамической системы выступает его способность выполнять социально обусловленные функции. Общество заинтересовано в выполнении социально обусловленных функций на самом высоком качественном уровне, что возможно только в том случае, если педагогический процесс будет функционировать как целостное явление.
Целостность выступает синтетическим качеством педагогического процесса, характеризующим высший уровень его развития, результатом стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, которые в нем функционируют. Целостный педагогический процесс характеризуется внутренним единством компонентов, входящих в его состав и их гармоническим взаимодействием.
Диалектикой взаимосвязей налагается отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, анализируя которые необходимо выделять и ряд доминирующих характеристик.
Целостный педагогический процесс отличается непрерывным движением: преодолением противоречий, перегруппировкой взаимодействующих сил, образованием новых качеств.
Внутренняя движущая сила педагогического процесса - противоречия между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, эстетико-морального характера, а также реальными возможностями реализовать их. Данное противоречие превратилось в источник движения системы к общей цели, если выдвигаемые цели лежат в зоне ближайшего развития возможностей учеников и, напротив, такого рода противоречие не содействует оптимальному развитию системы, если задача оказывается слишком трудной или легкой.
В педагогическом процессе специально создают разнообразные функциональные подсистемы, которые направляются в основном на решение образовательно-развивающего спектра задач. Они работают автономно, придавая педагогической деятельности односторонность. В целостном педагогическом процессе в каждом из актов педагогического взаимодействия идет решение не только прямых, доминирующих, но и подчиненных задач развития каждой из сторон личности. Это может быть достигнуто всесторонним охватом основных типов деятельности, а также их взаимообогащением и сочетанием.
Компоненты педагогического процесса
Педагогический процесс в организационном плане будет целостным, если будет обеспечено единство относительно самостоятельных процессов и компонентов:
- процесс освоения, конструирование, то есть дидактическое адаптирование содержания образования и материальной базы;
- деловое взаимодействие педагога и воспитуемых по вопросам содержания образования;
- взаимодействие педагогов с воспитуемыми на уровне личных отношений, то есть неформальное взаимодействие;
- освоение воспитанниками содержания образования без прямого вмешательства педагога, то есть самообразование и самовоспитание.
Всеми названными процессами отражены и предметные отношения и непосредственно педагогические, а также взаимные, то есть охватывающие целостность педагогического процесса.
Обычно, единство обучения и воспитания понимают в качестве единой системы преподавания и воспитательной деятельности, которое и является целостной педагогической деятельностью.
Целостная деятельность учащегося, которую организует он сам или педагоги, - это единство учения с другими видами деятельности. Реализация единства всех компонентов содержания образования, ими же отражены образовательные, развивающие и воспитательные задачи, если присутствует целостность деятельности педагога и учащихся, а также сущностные характеристики педагогического процесса в качестве целостного явления.
Наиболее общее условие доведение педагогического процесса до уровня целостности – направленность деятельности педагогов на содержательную социальную и нравственную жизнедеятельность школьников, основанную на коллективизме.
Теория, в которой целостно представляется педагогическая деятельность в единстве всех ее компонентов, представляет основу для проектирования и преобразования реально протекающего практического учебно-воспитательного процесса. Основой функционирования педагогического процесса является системный подход.
При этом выделяют семь разных аспектов системного подхода:
- системно-компонентный, указывающий из чего образуется система – школа, класс, группа;
- системно-структурный аспект, в котором отражено взаимодействие компонентов системы, например, невозможно оторвать обучение от трудового и этического воспитания;
- системно-историческому аспекту характерна система в ее динамике, становлении и развитии, именно во времени, в связи с чем время является не только непременным, но и важнейшим фактором измерения системы;
- системно-функциональный аспект включает суждения о том, чему учить детей, то есть содержание и как учить, то есть методы и средства;
- системно-результативный аспект – это качественный эффект системы;
- системно-коммуникативному аспекту характерны связи, взаимодействие системы и окружающей ее среды, как абиотической, то есть неживой и биотической, то есть живой, социальной и общественной;
- системно-информационный аспект предполагает присутствие научно-технической и социальной информации во всех звеньях системы обучения и воспитания.
Иными словами, обеспечение гармонического соотношения учения, общественно полезного труда и всех типов творческой деятельности ребенка, способствует формированию гармонической целостности личности, его интеллектуальному нравственно-эстетическому и физическому развитию.
Неделимость педагогического процесса предполагает разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него.