Игровая технология – это педагогическая технология, основанная на применении разнообразных видов игр в организации процесса обучения и воспитания.
Применение игровых технологий позволяет реализовать педагогический процесс в виде конкретных игровых моделей. В основе игровой технологии заложена игра и игровая деятельность.
Игровые технологии находят активное и многообразное применение в образовательном процессе. Они ориентированы на усвоение, учащимися разных уровней обучения, теоретических знаний и практических навыков в социальной сфере, профессиональной деятельности, в быту и иных областях жизнедеятельности индивида.
Воспитательный потенциал игровых технологий
Игровые методы обучения, игровые технологии, игры - активно применяются в современной образовательной практике. Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому, игры активно используются в качестве средств воспитания и обучения дошкольными образовательными организациями, а также на этапе начального обучения в школе.
Что касается обучения на иных уровнях, то игровые технологии применяются в конкретных обстоятельствах:
- Как технологии освоения темы, курса, отдельной категории учебной дисциплины.
- В составе других технологий, в качестве их разделов, методов учебно-воспитательной работы.
- Для организации отдельного учебного занятия или на каком-то его этапе.
- Методика организации внеклассной деятельности.
Применение игры в процессе обучения обусловлено ее эмоциональным компонентом. Игра увлекает ребенка. Причем, это касается детей всех возрастов и уровней интеллектуального развития. Организация игры носит добровольный характер т.е. дети сами выбирают игровое действие, сюжет игры, распределяют роли. Это позволяет активизировать все сферы личности: интеллектуальную работу, психические процессы, эмоциональный компонент, задействовать волю, чувства, потребности, желания, интересы. А это, в свою очередь, способствует саморазвитию, самовыражению и самореализации личности ребенка. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда развитие ребенка имеет свою специфику и требует самовыражения. А также, игра позволяет реализовать потребности ребенка и его запросы в рамках его возможностей.
Воспитательный потенциал игры огромен. Благодаря применению игровых технологий в учебном процессе средней и старшей школы, удается:
- Стимулировать формирование мотивационной сферы учащихся;
- Поднять умственное развитие ребенка на новый уровень;
- Сформировать эмоциональную и волевую сферы деятельности личности;
- Развить коммуникативные навыки учащихся;
- Привить основы нравственного социального поведения и взаимодействия.
Обоснование применения игровых технологий в подростковом возрасте
Применение игровых технологий в средней и старшей школе возможно, однако, не всегда актуально и продуктивно. Использование игровых технологий на подростковом этапе развития ребенка должно подкрепляться рядом обоснований:
- Психофизиологическое обоснование. На этом этапе возрастного развития личности, ребенку требуется наличие возможностей к проявлении себя, самовыражении, самоутверждении. В этой связи, подростки стремятся к юмористическому построению деятельности, участии в розыгрышах, организации групповых игр стихийного характера. Таким образом, дети формируют собственный мир в воображаемом игровом пространстве, в котором они стремятся предстать взрослыми, строя свой собственный мир.
- Педагогическое обоснование. Применяемые игры должны носить деловой или ролевой характер. В процессе обучения находят применение имитационные игры, деловой театр, проектирование социальных драм. Деловые игры должны строиться, опираясь на конкретную последовательность этапов реализации игрового действия. Выбор этапов и их содержание определяется из целевого назначения игры и особенностей развития конкретных учащихся.
- Разрешение педагогических задач. Использование игровых технологий в учебном процессе должно быть ориентировано на решение конкретных педагогических задач или их комплекса. Они помогают закрепить в сознании ребенка –подростка зрелых социальных установок, сформировать осознанное отношение к социальной деятельности и социальному взаимодействию, а также исключить информационное перенапряжение ребенка, помочь ему освоить информационный материал учебной программы в более легкой и эффективной форме.
- Диагностирование готовности подростка к игровой деятельности. перед организацией игровой деятельности педагог должен развить внутренний и внешний интерес к игре т.е. содержание игры и ее название, участники игры, итоги и поощрение должны заинтересовать подростка и развить его мотивацию к принятию участия в игре. Кроме того, чтобы начать игру, необходимо сформулировать игровую задачу и оценить возможности ее достижения, а также составить прогнозы реализации игровой ситуации.
Этапы эффективной организации игровой деятельности
Чтобы применение игровых технологий имело педагогическую эффективность, требуется правильная организация игровой деятельности подростков.
Целесообразно проведение игр в несколько основных этапов:
- Предварительная подготовка учащихся к игре. Она сводится к формированию положительного игрового настроя, атмосферы в коллективе, ориентированной на получение удовольствия от игры, желание принимать в ней участие, формирование положительных игровых ожиданий.
- Характеристика игры. На этом этапе педагог рассказывает детям о сюжете игры, ее правилах и особенностях. Подростков необходимо ознакомить с порядком прохождения игровых действий, задачах игры, а также действиями ее участников.
- Распределение игровых ролей. Участники игры получают свои роли в ней и знакомятся с действиями, которые им придется выполнять в соответствии с ролью.
- Распределение игрового инструментария и ознакомление с правилами его применения.
- Постановка каждым участником игры своих целей ее реализации. Помимо педагогического целевого назначения, каждая игра должна иметь какое-то значение для ее отдельных участников.
- Реализация игрового действия.
- Заключительный этап. В него входит подведение итогов игры.