Практика в ДОУ: понятие и значение
Практика в ДОУ - это самостоятельная профессиональная деятельность студентов педагогических факультетов, ориентированная на получение практических навыков работы с детьми в реальных педагогических условиях, формирование профессиональных компетентностей будущего педагога и применение теоретических педагогических знаний на практике.
Практика студента в дошкольном образовательном учреждении реализуется посредством его работы в ДОУ. В ходе прохождения практики у студента формируются навыки практической профессиональной деятельности педагога ДОУ. Кроме того, она помогает студенту познать суть своей профессии и утвердиться в правильности, сделанного выбора.
В ходе практики в ДОУ, студенту предстоит овладеть следующими навыками:
- Взаимодействия с детьми разных возрастов и их родителями.
- Коммуникативного общения с разными участниками образовательного процесса в ДОУ.
- Саморазвития, самосовершенствования, самопознания и самокритики.
- Создавать условия для мотивации детей к различным видам деятельности и познавательному развитию.
- Социальной подготовки дошкольника к реальной жизнедеятельности.
- Развития инициативности дошкольников.
- Планирования образовательного процесса в ДОУ.
- Разработки образовательных программ в ДОУ для разных возрастных групп.
- Установления взаимоотношений с родителями воспитанников и их привлечению к учебному процессу ДОУ.
- Построения функциональной предметно-развивающей среды в ДОУ.
- Организации учебного процесса и режимных моментов в ДОУ.
- Использования разных методов и средств обучения дошкольников, их адекватному и целесообразному выбору.
- Диагностирования особенностей развития детей.
Процесс похождения практики и сформированные умения и навыки студента отражаются в специальном документе, именуемом «Отчет по практике». Он содержит не только итоги практической подготовки студента, но и все аспекты ежедневной деятельности в ДОУ, сделанные умозаключения и выводы, а также характеристику студента, составленную руководством ДОУ, и перечень его профессиональных успехов.
Как правило, практика в ДОУ длится месяц. По ходу ее прохождения, студент ведет дневник по практике. Он заполняется ежедневно и отражает все действия студента в ДОУ и полученные навыки деятельности. На его основании составляется отчет по практике.
Структура отчета по практике в ДОУ
Отчет по практике в дошкольном образовательном заведении состоит из следующих разделов:
- Введение. В нем отражается цель практики, ее задачи, актуальность ее прохождения и ожидаемые итоги.
- Общая характеристика дошкольного образовательного заведения. Здесь освещаются вопросы деятельности ДОУ и возрастной группы, в которой студент получает профессиональные практические навыки: адрес ДОУ, его руководство, период деятельности, воспитатель и его профессиональные навыки, уровень квалификации.
- Тематический план практики. В него входят все виды работ, которые студент выполнил в ходе практики. По сути, это содержание практической деятельности студента. Здесь, указываются все направления деятельности студента по количеству часов в неделю и дней.
- Календарный план практики. Он отражает выполнение конкретных работ и направлений деятельности по дням практики т.е. ежедневное распределение видов деятельности.
- Аналитическая часть. Она содержит анализ практической деятельности студента, достижение им, поставленных целей и задач практики, выявление сущности каждого направления деятельности. Здесь, могут быть проведены какие-то расчеты. Все зависит от задания по практике каждого отдельного студента.
- Заключение. Подведение итогов и формулирование выводов по практике.
Кроме того, к отчету по практике могут быть приложены какие-то документы, аналитические таблицы, графики. Они отражаются в разделе «Приложения». Также, к отчету прилагается дневник по практике и характеристика студента, данная руководителем практики.
Содержание отчета по практике в ДОУ
Прохождение практики в дошкольном образовательном учреждении реализуется по следующим направлениям деятельности:
- Ознакомление с работой ДОУ и детьми. Студент знакомится со спецификой деятельности конкретного учреждения, его нормативными основами функционирования, группой детей и режимом дня. Студент отражает в отчете количество мальчиков и девочек в группе, их посещаемость, статус семей детей, их статус, а также квалификационные характеристики воспитателя.
- Организация образовательной деятельности в ДОУ. Первоначально изучаются методы и приемы работы воспитателя с детьми по разным аспектам познавательной работы. Затем студент применяет их на практике самостоятельно, после чего, предлагает свои методы организации образовательной деятельности и пробует их использовать. Все использованные методы работы и их продуктивность отражаются в отчете.
- Организация режима дня дошкольников. Здесь отражается расписание деятельности детей с момента их прихода в детский и сад и до завершения рабочего дня: встреча, питание, игровая и иная деятельность, сон, прогулка и т.д. В зависимости от возрастной группы происходит распределение разных видов деятельности детей в определенное время дня.
- Организация игровой деятельности. Здесь оцениваются условия проведения игр в ДОУ, наличие игровых атрибутов, интересы детей и методы их удовлетворения, способы мотивации к участию в игре и использование конкретных видов игр для решения определенных педагогических задач, а также реализация самостоятельной игровой деятельности дошкольников.
- Организация взаимодействия с родителями. Здесь отражаются формы построения взаимодействия с родителями дошкольников, используемые в ДОУ, их результативность, а также разработка собственных методов работы и их использование на практике.
- Организация физкультурных занятий. Отражаются методы физического развития дошкольников, актуальность их применения в конкретном ДОУ, возможности привлечения детей к активной физической деятельности.