Полиэтнический класс – это многонациональный коллектив детей, собранный на обучение в единую структуру общеобразовательной школы.
Роль семьи в воспитании детей
Роль семьи в обществе нельзя сравнить ни с одним другим социальным институтом, так как именно в семье закладываются основные черты личности детей, в ней они овладевают социальными ролями, необходимыми, чтобы безболезненно адаптироваться в обществе. Человек чувствует связь с семьей на протяжении всей своей жизни. Именно внутри семьи закладываются основы человеческой нравственности, формируются поведенческие нормы, раскрывается внутренний мир и индивидуальные личностные качества.
В начальной школе ключевым моментом воспитательной работы выступает взаимодействие педагога и родителей учеников. Именно в семье, как естественной среды жизни и развития ребенка, в которой идет закладка основ его личности, выполняются следующие функции:
- регулировка физического и эмоционального развития;
- воздействие на развитие психологического пола;
- воздействие на умственное развитие;
- знакомство ребенка с социальными нормами;
- формирование ценностных ориентаций;
- оказание социальной поддержки.
Выполнение этих функций помогает наладить климат внутри семьи, режим семейной жизни, содержание деятельности разных поколений в одной семье. Развитие современных семей протекает в принципиально новых условиях и общественных ситуациях, полных противоречий. С одной стороны, можно отметить интерес общества к проблемам и нуждам семей. А с другой, происходят процессы, обостряющие семейные проблемы. В первую очередь, это ухудшение материального уровня большинства семей, а также возросшее число разводов, которые негативно сказываются на психике детей, росте количества неполных и имеющих одного ребенка семей.
Полиэтнические детские коллективы и специфика работы с ними
Национальные ценности и религиозные догматы выступают основными причинами трудностей, которые возникают в процессе обучения детей разных нацтональностей в единыхобщеобразовательных учреждениях.
К основным трудностям, возникающим при обучении детей полиэтнического контингента в общеобразовательных учреждениях, относят:
- во-первых, необходимо отметить язык, как важный фактор. Так как другой язык – это другая психология и другое восприятие мира. Язык каждого народа отличается богатством и многообразием, отражая неповторимые особенности народа, как носителя языка;
- во-вторых, религия. Воздействие религиозных догматов на восприятие мира и себя в этом мире огромно. Различия в религии часто выступают как причина непонимания и конфликта в полиэтнических средах общеобразовательных школ;
- в-третьих, национальные традиции и культура. Они включают не только особенности национальных костюмов, но и нормы морали и этику, правила поведения и взаимодействие в социуме. У каждого из народов эти правила и нормы отличаются.
Чтобы сгладить все названные выше факторы, влекущие за собой трудности в обучении детей полиэтнического контингента общеобразовательной школы, в современном мире школу позиционируют в качестве светского учебного заведения, в котором не должно быть никаких намеков на принадлежность к одно из религиозных конфессий.
Проблемы педагогической работы в классах с полиэтническим составом
В современной российской школе совместно обучаются представители разных национальностей, культур и религиозных конфессий, которые должны ежедневно не только получать образование на родном им языке, но и взаимодействовать между собой.
По степени владения русским языком, ученики полиэтнического контингента могут быть разделены на две группы:
- ученики-билингвы – дети, хорошо говорящие на русском языке, грамотно пишущие и свободно излагающие свои мысли. Обычно, это дети эмигрантов второго и последующих поколений, родители которых хорошо владеют устным и письменным русским языком;
- ученики-инофоны – дети, родители которых эмигрировали недавно. Они плохо говорят на русском языке или не говорят совсем, не понимают русскую речь, а дома слышат только родной язык, без возможности практиковать русскую речь.
Безусловно, с наибольшими трудностями сталкиваются дети из второй группы. Они чувствуют необходимость воспринимать нрав и особенности чужой для них культуры, но и не желают терять связь со своей исторической родиной, обуславливающей соблюдение национальных традиций.
Задача педагога – психологически поддерживать ребенка в это непростое для него время, создавая комфортную и безопасную образовательную среду. Необходимо подчеркивать тот факт, что освоение ребенком особенностей чуждой культуры не требует избавиться от родной культуры, что узнавать новое – не значит забывать старое.
Если не помогать в адаптации детей полиэтнического контингента, то это может вызывать необратимые последствия, начиная девиантным поведением и заканчивая противоправными поступками.
Можно выделить несколько основных трудностей, мешающих процессу взаимодействия учителя и ребенка-мигранта:
- языковой барьер – эффективное взаимодействие невозможно без базового знания языка и полноценного взаимопонимания;
- незнание учителем национальных традиций – невнимательное отношение к культуре детей полиэтнического контингента также может вызывать серьезное непонимание причин детского поведения;
- неготовность педагога к работе с многонациональным классом детей;
- ложные установки и стереотипы учителя – неправильные установки по отношению к характеру и поведению детей-мигрантом могут негативно сказываться на взаимодействии в процессе образовательной деятельности. Сюда же относят и отрицательный опыт учителя в процессе общения с ребенком-мигрантом, который зачастую распространяют на всех детей полиэтнического контингента;
- возраст учителя – современные тенденции идут в направлении все большего объединения в образовательном пространстве детей разных национальностей, что вызывает необходимость учиться взаимодействовать с разными детьми. Это в старшем возрасте, к сожалению, вызывает ряд затруднений.
Особо подчеркнуть следует проблему незнания детьми других национальностей русского языка. Единственная возможность освоить русский язык, как и любой другой, - постоянная практика, но многие родители. даже если они хорошо владеют русским языком, дома предпочитают разговаривать с детьми на родном языке, боясь, что дети его забудут. Это приводит к тому, что у детей развивается двуязычие, то есть в одном предложении ребенок может использовать слова из двух языков, произносить неправильно окончания или целые слова, искажать словосочетания.