Понятие и сущность профессиональной деятельности классного руководителя современной общеобразовательной школы
Классный руководитель – это авторитетный педагог, который имеет стаж работы в общеобразовательной школе не менее пяти лет, ему поручается вести организованную и целенаправленную воспитательную работу с учащимися конкретного класса.
Классный руководитель параллельно с осуществлением воспитательной работы с определенным классом ведет преподавание одного из учебных предметов.
Классный руководитель является центральным лицом воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе. Его назначение осуществляется директором школы, из числа наиболее авторитетных и опытных педагогов.
Основной задачей классного руководителя является организация целенаправленной учебно-воспитательной работы в вверенном ему классе.
Вся учебно-воспитательная работа, которую проводит классный руководитель, организуется во внеурочное время, по заранее составленному плану. В ходе данной работы классный руководитель занимается воспитанием коллективизма, укреплением дисциплины, повышением уровня знаний.
Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе школы. Ответственность за их выполнение он несет перед руководством школы и органами народного образования.
Таким образом, деятельность классного руководителя общеобразовательной школы многогранна и разностороння. Достижение поставленной цели возможно только в том случае, если работа осуществляется классным руководителем по определенной системе.
Система работы классного руководителя современной общеобразовательной школы
Система работы классного руководителя – это совокупность взаимосвязанных воспитательных мероприятий, направленных на достижение определенной цели воспитания.
Система работы классного руководителя предусматривает продуманный набор материала, который доступен для освоения учащимися, а также умелое использование им наиболее эффективных методов и средств воздействия на учащихся.
Система включает в себя следующие компоненты:
- Изучение учащихся – изучению подвергается каждый ученик в отдельности и весь коллектив вместе. Данная работа проводится с целью подбора наиболее эффективных методов и средств работы. Изучение осуществляется на протяжении всего классного руководства.
- Организация и воспитание классного ученического коллектива – является одним из ведущих разделов профессиональной деятельности классного руководителя. Заключается она в формировании дружного и сплоченного коллектива, в развитии у детей необходимых личностных качеств.
- Укрепление дисциплины и повышение качества знаний учащихся – данные показатели являются основными при оценке качества осуществляемой классным руководителем учебно-воспитательной работы.
- Организация и проведение воспитательной работы – осуществляется с использованием разнообразных методов, средств и приемов, в рамках образовательного процесса или во внеурочное время.
- Координация воспитательной деятельность учителей – классный руководитель координирует и направляет воспитательную работы педагогов-предметников, которые преподают в «его классе». Суть данной работы заключается в обеспечении тесного сотрудничества между педагогами-предметниками и учащимися своего класса.
- Работа с родителями учащихся – предусматривает установление контакта с родителями учеников, постоянное взаимодействие с ними по вопросам воспитания, дисциплины и успеваемости детей. Кроме того, классный руководитель осуществляет информирование родителей по учебной работе, поведению детей на уроках и в школе. Совместно с родителями намечаются пути дальнейшей учебно-воспитательной работы.
Совокупность всех разделов работы классного руководителя современной общеобразовательной школы составляет сложную систему, являющуюся основой его профессиональной деятельности.
Педагогические требования к классному руководителю
Классный руководитель, в отличие от других педагогов, выполняет дополнительные функции, которые очень важны для воспитания учащихся и формирования у них социально значимых личностных качеств. Именно поэтому классный руководитель должен обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но и иметь ряд личностных качеств.
Педагогические требования, предъявляемые к личности классного руководителя современной общеобразовательной школы:
- Высокий моральный авторитет – предполагает наличие у классного руководителя определенной силы воспитательного воздействия на учащихся. Больше значение в данном случае имеет моральный облик педагога, наличие у него необходимых нравственных и волевых качеств.
- Педагогическое мастерство – формируется в результате повседневной и упорной работы по повышению педагогической квалификации, расширению собственного профессионального кругозора, основательное знание преподаваемой учебной дисциплины, понимание закономерностей обучения и воспитания детей школьного возраста.
- Широкий культурный кругозор – в виду того, что на классного руководителя возложен достаточно широкий круг обязанностей, он должен обладать высокой культурой, заниматься постоянным расширением собственного кругозора. Это необходимо для того, чтобы удовлетворить разнообразные интересы и потребности учащихся.
- Педагогический такт – показатель внутренней и внешней педагогической культуры классного руководителя, включающий в себя уважительное и чуткое отношение к учащимся, доверие, внимательность и ненавязчивый контроль.
- Любовь и уважение к детям – подразумевается разумная любовь и уважение к детям и детству. Это является непременным условием эффективности профессиональной деятельности классного руководителя.