Особенности заочной формы обучения
Заочное обучение – это форма организации учебного процесса в высшем учебном заведении, основанная на сочетании самостоятельного обучения с очной работой.
При заочной форме обучения, учащимся дается база знаний, которую необходимо изучить в течение определенного временного периода – сессии. Также, дается список литературы, которую можно использовать в обучении. Затем проводится небольшая подготовка к сессии – лекции и семинарские занятия и устраивается проверка знаний, усвоенных студентом самостоятельно и при посещении подготовительных занятий.
Особенности заочной формы обучения следующие:
- Возможность сочетания обучения с иными видами деятельности: работой, предпринимательской деятельностью, очным обучением.
- Самостоятельная мотивация и целеориентация образовательной деятельности.
- Возможность получения обучения в любом возрасте.
- Отсутствие бюджетных мест, т.е. обучение реализуется только на платной основе.
- Малый период реального взаимодействия между педагогом и учащимся.
Заочное обучение реализуется по разным специальностям и разным дисциплинам. Экономические специальности не являются исключением.
Положительные аспекты заочного экономического образования
Рассматривая актуальность заочного экономического обучения, следует отметить ряд его положительных аспектов. Таковыми являются:
- Стоимость обучения. Обучение в заочной форме на экономическом факультете стоит гораздо дешевле очной формы обучения.
- Возможность совмещения обучения с работой. Обучаясь на заочной форме, вполне можно позволить себе обучение в престижном вузе, поскольку имеется источник дохода для оплаты обучения. Также, это является плюсом для работодателей. Еще один положительный момент совмещения обучения с работой – практическая отработка, полученных знаний и навыков. Следовательно, качество и продуктивность обучения в разы повышается.
- Возможность получения образования в других городах и престижных вузах.
- Льготные условия работы. При заочной форме обучения, работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный отпуск во время сессии, сократить рабочую неделю и обеспечить условия получения образования без отрыва от производственного процесса.
- Доступность обучения. Поступить на заочный факультет гораздо проще, чем на очную форму обучения, поскольку и конкурс, и проходной балл ниже.
Все эти параметры обуславливают актуальность обучения на экономическом факультете в заочной форме.
Методика проведения лекционных занятий по экономическим дисциплинам при заочной формы обучения
Методика обучения при его реализации в заочной форме имеет свои особенности, обусловленными специфическими параметрами данной формы обучения.
Методические основы проведения лекционных занятиях на экономических специальностях заочной формы обучения опираются на реализацию преподавательской деятельности по трем направлениям:
- Особые требования к педагогом. Преподавателям заочных факультетов требуется проявлять терпимость к студентам, учитывать их возрастные особенности, занятость, статус и т.д. Педагогу не требуется реализовывать свои воспитательные функции, поскольку, в большинстве случаев, его аудитория состоит из самостоятельных личностей, стремящихся получить образование по экономической специальности для его практического использование в определенном направлении профессиональной деятельности (карьерный рост, переход на новый пост, углубление профессиональных знаний и навыков, расширение сферы деятельности и т.д.). Все эти параметры должны быть учтены педагогом при взаимодействии со студентами на лекции.
- Специфика содержания и функционального назначения лекционных занятий. Занятия охватывают малый временной промежуток, а, потому, требуют освещения на них сущностных экономических проблем и параметров с указанием их детального изучения самостоятельно.
- Специфика проведения лекционного занятия. Чтение лекции реализуется в кратком варианте, с освещением сущностных экономических вопросов по конкретной специализации. Каждая тема должна излагаться с учетом ее цельности и завершенности.
Методические основы проведения практических занятий в заочной форме экономического образования
Семинары при заочной форме экономического образования организуются в опоре на следующие методические основы:
- Ориентация на повышение качества усвоения учебного материала студентами в сжатые временные сроки.
- Рассмотрение наиболее сложных экономических аспектов, тем, категорий, разделов обучения.
- Использование нестандартных форм проведения семинарских занятий: метод дискуссий, мозговой штурм, экономический тренинг, логические задания.
- Формирование у студентов навыков самостоятельной работы с учебной литературой, посредством ознакомления с методическими основами заочной формы обучения и ознакомление с методами экономического обучения.
- Формирование навыков проектной работы. Развиваются умения написания рефератов, докладов, эссе, курсовых работ по тому или иному направлению экономических исследований.
Эти основы обусловлены малым количеством часов, отводимых на семинарские занятия и необходимостью освещение на них большого объема информации.
Методические указания к изучению различных дисциплин экономических специальностей – основа продуктивного обучения любого студента заочной формы экономического обучения. Они определяют особенности работы на лекциях и семинарах, освещают вопросы самостоятельного обучения, варианты источников, в которых можно найти полезную информацию по различным темам и разделам курсов той или иной экономической специальности.
Самостоятельная работа студентов экономического факультета заочной формы обучения сопряжена с рядом трудностей, заключающихся в отсутствии педагога, к которому можно обратиться в течение всего периода обучения. Педагоги доступны только в период подготовки к сессии. Здесь, снова возникает проблема нехватки времени на каждого студента. Потому, развитие основ самостоятельного познания – залог успешного получения экономической специальности в заочной форме.