Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование наглядных расписаний в работе с детьми, имеющими различные трудности в обучении

Понятие визуального расписания

Определение 1

Визуальное расписание – это наглядное изображение того, что должно произойти на протяжении какого-то одного занятия. Цель его составления – облегчить коммуникацию педагога с ребенком и ребенка с педагогом.

Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод используют при обучении детей с различными трудностями в обучении, детей с РАС (расстройствами аутистического спектра), а также с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Визуальное расписание состоит из последовательности картинок, фотографий, слов и чисел, в которых отображены этапы какого-либо события или занятия.

Расписания широко используется обычными людьми в повседневной жизни: ежедневники, списки покупок и дел на день. Эти помощники облегчают человеку задачу запоминания больших объемов информации. Они способствуют успешной работе и ведению быта, и зачастую человек без этих списков оказывается в затруднительном положении.

Расписание представлено отображением событий на протяжении дня, а в визуальном расписании могут и должны использоваться картинки, с которыми ученики хорошо знакомы. В расписании можно отразить, например, последовательность школьных уроков, либо цепочку действий – мытья рук, подготовки ко сну и пр.

Визуальное расписание помогает удерживать в поле внимания все занятия и действия, которые должны быть совершены на протяжении дня. Также оно является удобным способом осваивания и осуществления сложных комплексных навыков, к которым могут быть отнесены любые действия:

  • чистка зубов;
  • гигиена перед сном;
  • процесс отхода ко сну;
  • навыки самостоятельной игры;
  • приготовление простых блюд (бутерброд или яичница);
  • умение пользоваться туалетом без помощи со стороны взрослого;
  • последовательность выполнения заданий на уроке и пр.

У большинства детей с ОВЗ и расстройствами аутистического спектра сильной стороной является хорошее понимание визуальной информации. Большинство детей понимают лучше то, что видят, чем по сравнению с тем, что слышат. Им часто характерен визуальный стиль обучения. Визуальная поддержка лишь выступает как способ предоставления этим детям информации в более понятной и доступной форме, по сравнению с устной речью.

«Использование наглядных расписаний в работе с детьми, имеющими различные трудности в обучении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Визуальное расписание сообщает ребенку, какое событие произойдет дальше, и в каком порядке будут происходить события.

Типы визуальных расписаний

Первый тип - предметное расписание, состоящие из нескольких предметов, когда разные предметы располагают в один ряд. Такого рода расписание наиболее уместно для детей, имеющих низкий уровень речевых навыков, преимущественно невербальных. На начальной стадии достаточно перед началом выполнения очередного задания просто давать ребенку определенный предмет, который он должен будет использовать. Предмет должен быть небольшого размера и должен символизировать определенное событие.

Например:

  • умываться – зубная щетка или паста;
  • игра на улице – формочки для песка;
  • рисование – карандаши;
  • обед – ложка;
  • игра – кубик, машинка, кукла;
  • урок – тетрадка.

На дальнейших этапах можно давать детям символизирующие предметы, выставляя их в ряд, или делать из них небольшую полочку. Учащийся должен брать эти предметы по порядку и выполнять соответствующие задания.

Второй тип - расписания из рисунков или фотографий. Если ученики умеют правильно соотносить предметы с их изображениями, может использоваться расписание, состоящее из картинок и фотографий. Их располагают в одну линию, горизонтальную или вертикальную, используя липкую ленту, магниты или другие приспособления, изображая последовательность событий и занятий. Ученик должен снимать с расписания один этап и приступать к его выполнению.

Третий тип - письменные расписания. Подходят для хорошо читающих детей. Если же ребенок только учится читать, то имеет смысл использовать расписание, основанное на изображениях, с добавлением к ним слов.

Четвертый тип – расписание «сначала-потом» - простейший вид визуального расписания. Данный тип подходит для детей младшего возраста, чтобы они наглядно видели последовательность действий и поощрений. Слово «потом» предполагает приятное занятие, а слово «сначала» - необходимое действие, которое может не нравиться ребенку. Начинать освоение нужно с двух приятных занятий, чтобы у ребенка закрепилось ключевое понимание – последовательность действий во времени и причинно-следственная связь выполненной работы и поощрения. Следующий этап – это визуальное расписание на более продолжительное время, в котором будут чередоваться приятные занятия или предметы с малоинтересными задачами.

Позже, чтобы обучить детей комплексным навыкам, а также внедрить режимные процедуры, и подготовить детей к новым событиям можно составлять по ним мини-расписания.

Нельзя забывать, что большое число небольших расписаний на все случаи жизни для детей лучше, чем одно гигантское и запутанное расписание.

Например, если какой-то ребенок постоянно затрудняется с выполнение каких-либо режимных рутинных действий, то для него необходимо подготовить последовательность картинок, которыми будут отражаться все шаги на пути к поставленной цели: вечером ребенок смотрит мультик – раздевается - моется в душе и чистит зубы - надевает пижаму - слушает сказку - ложится спать.

Необходимо определиться с тем, какой именно тип визуального расписания наиболее понятен для ребенка. Расписание должно быть простым и доступным для ребенка, оно может включать занятия на один день или содержать лишь 2-3 символа предстоящих событий.

Расписание должно быть исключительно индивидуальным, и в процессе его составления необходимо учитывать:

  • тип расписания, понятный для ребенка;
  • количество шагов.

Таким образом, использование визуального расписания дает возможность:

  • научить детей быть самостоятельнее;
  • сократить нежелательное поведение;
  • работать над основными навыками социального взаимодействия;
  • организовать досуг и направить ребенка на более функциональные и эффективные виды деятельности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot