Вожатская деятельность как условие развития социальной компетентности
Вожатская деятельность – это процесс организации педагогической деятельности в условиях функционирования летнего детского лагеря.
Данный вид деятельности ориентирован на формирование практических навыков воспитательной деятельности в определенных педагогических условиях. Студенты получают навыки работы с детским коллективом, учатся находить с ними общий язык и реализовывать продуктивное взаимодействие. Все это отражает ориентацию вожатской деятельности на развитие социальной компетентности будущего педагога.
Как условие формирования коммуникативных навыков, вожатская деятельность обладает обширным воспитательным потенциалом.
В ходе вожатской деятельности осуществляется двустороннее коммуникативное развитие: с одной стороны, студент, проходящий практику вожатого осваивает основы коммуникативного взаимодействия с учащимися, а с другой стороны, учащиеся постигают основы социального взаимодействия в коллективе, учатся соблюдать правила поведения и жизнедеятельности в условиях лагеря, находить общий язык с вожатым.
Процесс обучения и воспитания, независимо от условий его реализации направлен на социальное становление и развитие личности. Данный процесс может быть реализован, посредством организации вожатской деятельности в двух направлениях:
- Прохождение студентами психолого-педагогического факультета производственной вожатской практики.
- Привлечение учащихся к вожатской деятельности через организацию различных социальных мероприятий в учебном заведении, волонтерской деятельности, культурных мероприятий и т.д.
Привлечение студентов педагогического факультета к вожатской деятельности позволяет сформировать у них социально-личностные компетентности в области коммуникативного взаимодействия с учащимися разных возрастов, пребывающих в специально созданных образовательных условиях - летних лагерях.
Если вожатская деятельность организуется среди учащихся школы, то она способствует:
- Упрощению процесса социальной адаптации к школе;
- Формированию навыков соотношения своего мнения и своих взглядов с мнением и взглядами других людей;
- Формированию навыков коллективного взаимодействия;
- Формированию навыков разрешения проблемных коммуникативных ситуаций;
- Социальному становлению и утверждению в разных сферах досуговой деятельности.
Вожатская деятельность реализуется путем построения специальной воспитательной среды, которая мотивирует к познанию и развитию всех ее участников. Это способствует всестороннему развитию личности всех участников вожатской деятельности и социальному становлению подрастающего поколения.
Содержание деятельности вожатого
Работа вожатого в детском оздоровительном лагере представляет собой организованный процесс, состоящий из следующих этапов:
- Ознакомление с работой лагеря. На данном этапе вожатому необходимо познакомиться с работой лагеря, его распорядком дня, административными основами деятельности, образовательной программе, по которой организуется деятельность детей. Здесь же, осуществляется изучение детского коллектива, выявляется его воспитательный потенциал, творческие потребности и возможности.
- Разработка плана воспитательной деятельности. Вожатому необходимо составить детальный план учебно-воспитательного процесса. Он состоит из мероприятий и направлений деятельности, предполагаемых для ежедневного выполнения. План оформляется в виде календарного плана деятельности, в котором имеется несколько граф, отражающих дни и мероприятия, проводимые в них, а также их время и содержание. Кроме того, необходимо составить карту отряда и его паспорт, распределить карты каждого участника отряда, включающие сведения об особенностях их личностного развития, потребностях и интересах.
- Оформления вожатского дневника. Этот этап предполагает ведение отчета о своей вожатской деятельности. В дневнике записываются данные о проделанной ежедневной работы и итоги реализации конкретных воспитательных мероприятий.
- Реализация воспитательных мероприятий, предусмотренных образовательной программой лагеря и планом вожатого.
Знания вожатого о развитии воспитанников
Работа вожатого начинается с ознакомления со своими воспитанниками. Детский коллектив является достаточно сложной и психически неустойчивой организацией. Это обусловлено спецификой возрастного развития детей и их личностными параметрами развития. Чтобы организовать успешную воспитательную деятельность, сделать период пребывания в лагере увлекательным и целенаправленным, вожатый должен провести диагностирование личностей все членов своего отряда.
В ходе диагностики вожатому предстоит провести ряд мероприятий по выяснению информации о развитии ребенка и возможных вариантах построения с ним продуктивного взаимодействия. К таким мероприятиям относятся:
- Проведение анкетирования родителей. Анкеты включают вопросы об условиях жизнедеятельности ребенка и особенностях его развития.
- Ознакомление с медицинской картой ребенка. Медицинские данные позволят узнать специфику физического и психического развития учащегося.
- Проведение анкетирования членов отряда. Анкеты дают возможность определения интересов и потребностей ребенка, узнать об их любимых занятиях и ожиданиях от пребывания в лагере.
- Нахождение лидеров. Лидерские качества проявляются в разных видах деятельности. как правило, для определения лидеров используются разнообразные игры, требующие проявления активности, организаторских способностей.
- Контроль поведения ребенка. Здесь предполагается наблюдение за поведением детей в новых социальных условиях. Это ориентировано на формирование понимания уровня социальной активности ребенка и выявления неблагоприятных параметров его лагерной деятельности.
- Изучение уровня интеллектуального развития ребенка. К каждой возрастной группе детей применяются свои особые методы и приемы. Например, в младшем школьном возрасте актуально применение игровых методов, а в среднем и старшем – проведение опросов, бесед, заполнение анкет.
- Исследование эмоционального состояния детей. Пребывание в лагере может стать серьезным испытанием для ребенка. Новая обстановка, новый коллектив, отсутствие родителей приводит к разным эмоциональным реакциям. Их динамику необходимо отслеживать.