Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы вожатской деятельности

Вожатская деятельность как условие развития социальной компетентности

Определение 1

Вожатская деятельность – это процесс организации педагогической деятельности в условиях функционирования летнего детского лагеря.

Данный вид деятельности ориентирован на формирование практических навыков воспитательной деятельности в определенных педагогических условиях. Студенты получают навыки работы с детским коллективом, учатся находить с ними общий язык и реализовывать продуктивное взаимодействие. Все это отражает ориентацию вожатской деятельности на развитие социальной компетентности будущего педагога.

Как условие формирования коммуникативных навыков, вожатская деятельность обладает обширным воспитательным потенциалом.

В ходе вожатской деятельности осуществляется двустороннее коммуникативное развитие: с одной стороны, студент, проходящий практику вожатого осваивает основы коммуникативного взаимодействия с учащимися, а с другой стороны, учащиеся постигают основы социального взаимодействия в коллективе, учатся соблюдать правила поведения и жизнедеятельности в условиях лагеря, находить общий язык с вожатым.

Процесс обучения и воспитания, независимо от условий его реализации направлен на социальное становление и развитие личности. Данный процесс может быть реализован, посредством организации вожатской деятельности в двух направлениях:

  1. Прохождение студентами психолого-педагогического факультета производственной вожатской практики.
  2. Привлечение учащихся к вожатской деятельности через организацию различных социальных мероприятий в учебном заведении, волонтерской деятельности, культурных мероприятий и т.д.

Привлечение студентов педагогического факультета к вожатской деятельности позволяет сформировать у них социально-личностные компетентности в области коммуникативного взаимодействия с учащимися разных возрастов, пребывающих в специально созданных образовательных условиях - летних лагерях.

«Основы вожатской деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Если вожатская деятельность организуется среди учащихся школы, то она способствует:

  • Упрощению процесса социальной адаптации к школе;
  • Формированию навыков соотношения своего мнения и своих взглядов с мнением и взглядами других людей;
  • Формированию навыков коллективного взаимодействия;
  • Формированию навыков разрешения проблемных коммуникативных ситуаций;
  • Социальному становлению и утверждению в разных сферах досуговой деятельности.

Вожатская деятельность реализуется путем построения специальной воспитательной среды, которая мотивирует к познанию и развитию всех ее участников. Это способствует всестороннему развитию личности всех участников вожатской деятельности и социальному становлению подрастающего поколения.

Содержание деятельности вожатого

Работа вожатого в детском оздоровительном лагере представляет собой организованный процесс, состоящий из следующих этапов:

  1. Ознакомление с работой лагеря. На данном этапе вожатому необходимо познакомиться с работой лагеря, его распорядком дня, административными основами деятельности, образовательной программе, по которой организуется деятельность детей. Здесь же, осуществляется изучение детского коллектива, выявляется его воспитательный потенциал, творческие потребности и возможности.
  2. Разработка плана воспитательной деятельности. Вожатому необходимо составить детальный план учебно-воспитательного процесса. Он состоит из мероприятий и направлений деятельности, предполагаемых для ежедневного выполнения. План оформляется в виде календарного плана деятельности, в котором имеется несколько граф, отражающих дни и мероприятия, проводимые в них, а также их время и содержание. Кроме того, необходимо составить карту отряда и его паспорт, распределить карты каждого участника отряда, включающие сведения об особенностях их личностного развития, потребностях и интересах.
  3. Оформления вожатского дневника. Этот этап предполагает ведение отчета о своей вожатской деятельности. В дневнике записываются данные о проделанной ежедневной работы и итоги реализации конкретных воспитательных мероприятий.
  4. Реализация воспитательных мероприятий, предусмотренных образовательной программой лагеря и планом вожатого.

Знания вожатого о развитии воспитанников

Работа вожатого начинается с ознакомления со своими воспитанниками. Детский коллектив является достаточно сложной и психически неустойчивой организацией. Это обусловлено спецификой возрастного развития детей и их личностными параметрами развития. Чтобы организовать успешную воспитательную деятельность, сделать период пребывания в лагере увлекательным и целенаправленным, вожатый должен провести диагностирование личностей все членов своего отряда.

В ходе диагностики вожатому предстоит провести ряд мероприятий по выяснению информации о развитии ребенка и возможных вариантах построения с ним продуктивного взаимодействия. К таким мероприятиям относятся:

  1. Проведение анкетирования родителей. Анкеты включают вопросы об условиях жизнедеятельности ребенка и особенностях его развития.
  2. Ознакомление с медицинской картой ребенка. Медицинские данные позволят узнать специфику физического и психического развития учащегося.
  3. Проведение анкетирования членов отряда. Анкеты дают возможность определения интересов и потребностей ребенка, узнать об их любимых занятиях и ожиданиях от пребывания в лагере.
  4. Нахождение лидеров. Лидерские качества проявляются в разных видах деятельности. как правило, для определения лидеров используются разнообразные игры, требующие проявления активности, организаторских способностей.
  5. Контроль поведения ребенка. Здесь предполагается наблюдение за поведением детей в новых социальных условиях. Это ориентировано на формирование понимания уровня социальной активности ребенка и выявления неблагоприятных параметров его лагерной деятельности.
  6. Изучение уровня интеллектуального развития ребенка. К каждой возрастной группе детей применяются свои особые методы и приемы. Например, в младшем школьном возрасте актуально применение игровых методов, а в среднем и старшем – проведение опросов, бесед, заполнение анкет.
  7. Исследование эмоционального состояния детей. Пребывание в лагере может стать серьезным испытанием для ребенка. Новая обстановка, новый коллектив, отсутствие родителей приводит к разным эмоциональным реакциям. Их динамику необходимо отслеживать.
Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot