Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование представлений о семейных ценностях у детей дошкольного возраста посредством народной сказки

Определение 1

Семейные ценности – это стандарты жизнедеятельности, на которых базируется семья, определяющие направления ее жизнедеятельности и развития, а также взаимодействия с окружающей средой.

Семейные ценности выступают основой правильного поведения, поэтому, формирование представлений о ценностях семьи является важным направлением воспитательной деятельности.

Для их формирования актуально использование сказок. В них отражается значение семьи и роль семейных ценностей в жизни каждого человека.

Формы и приемы работы со сказками в воспитательном процессе ДОУ

В воспитательном процессе находят применение различные сказки. Они отражают семейные отношения и способы их построения, систему отношений между родными и близкими людьми.

Сказки внедряются в воспитательный процесс посредством следующих форм работы:

  1. Игровые занятия.
  2. Чтение сказок.
  3. Продуктивная деятельность дошкольников.
  4. Театральные постановки сцен из сказок.
  5. Проведение бесед по прочитанным сказкам.
  6. Сочинение сказок.

Игровые занятия с элементами сказок проводятся в разных вариантах. В игру могут быть включены элементы сказки, какие-то отдельные события, отражающие взаимодействие в семье, взаимоотношения между родителями, проиграны роли родителей и детей, их поведение в разных ситуациях.

Чтение сказок производится посредством дословной передачи текста сказки воспитателем дошкольникам. Они воспринимают информацию, представленную в сказке на слух и вырабатывают свое конкретное восприятие сказочных действий и событий. Чтение сказок актуально дополнять наглядной информацией: иллюстрациями героев и сцен сказок. Это улучшает восприятие смысла сказки детьми.

В ходе чтения сказок воспитатель может делать паузы для обсуждения поступков героев, семейных отношений, каких-то значимых ситуаций. Также, могут присутствовать элементы недосказанности т.е. сказка прочитана не до конца или какая-то ее сцена не полностью раскрыта. Это заставляет детей додумать завершение, подвести возможные итоги развития событий.

«Формирование представлений о семейных ценностях у детей дошкольного возраста посредством народной сказки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сказки могут читаться по частям или по ролям.

Продуктивная деятельность связана с создание какого-то полезного продукта. Например, на основе сказок дети учатся приготовлению пищи или починки каких-то предметов домашнего быта. Также, по мотивам сказок создаются какие-то поделки, делаются рисунки, аппликации.

Рисование по мотивам сказок заставляет детей мыслить абстрактно. Это вызывает у детей определенные ассоциации. Они переносят поведение героев сказок на собственную семью и сопоставляют их поступки и поведение с поступками членов своей семьи, с конкретными ситуациями, имеющимся опытом семейных отношений.

На основании сюжетов сказок ставятся театральные постановки. Между дошкольниками распределяются роли разных членов семьи. Происходит освоение правил поведения в семье и построения взаимоотношений в разных ситуациях. Сказки хороши тем, что ее смысл, ценности, заложенные в ней, постепенно раскрываются в поступках и поведении героев. А театральные постановки помогают прочувствовать их на себя и закрепить в своем сознании.

Проведение бесед по прочитанным сказкам ориентированы на формирование у дошкольника полноценного понимания смысла сказки и раскрытия тех ценностей семьи и семейных отношений, которые заложены в ее основе. Педагог составляет перечень вопросов, а учащиеся дают на них ответы, выражают свое мнение отражающее мораль сказки, действий персонажей, возможных вариантах семейного общения и т.д. Таким образом, каждая беседа по сказке несет определенный нравственный урок для читателей. Ценности, составляющие основу нравственного урока, определяет смысл сказки т.е. сказка может демонстрировать правильное поведение разных членов семьи, отражать роль мамы и ее значимость для подрастающего поколения или мотивировать к развитию семейного взаимодействия, построению доверительных, дружеских отношений между членами семьи.

Сочинение сказок актуально использовать в старшем дошкольном возрасте. дети придумывают мотивы сказок, руководствуясь собственным опытом построения семейных отношений, решения проблем, перенося в собственную сказку нравственные основы известных им народных сказок.

Разновидности сказок, отражающие ценности семейных отношений

В воспитательном процессе дошкольников используются следующие виды сказок, ориентированные на формирование семейных ценностей детей и представлений о семейных отношениях:

  1. Мэри Поппинс. Это зарубежная сказка, отражающая семейный быт большой семьи: мама, папа, пятеро детей и няня. Сказка помогает понять, как все эти члены семьи уживаются друг с другом, проявляют заботу и любовь по отношению друг к другу, оказывают помощь и поддержку и доверяют друг другу.
  2. Маша и медведь. Данная сказка ориентирована на развитие взаимопонимания между взрослыми и детьми. Она демонстрируют основы поведения детей, необходимость их послушания и оказания взрослым помощи, а также ориентации взрослых на полноценное развитие своих детей и заботу о них.
  3. Репка. Данная сказка демонстрирует связь всех членов семьи, их взаимозависимость. Пропагандируется помощь, взаимовыручка, поддержка всеми членами семьи и невозможность полноценного существования и развития друг без друга.
  4. Сказки о Мумми-Тролях. Еще одна разновидность зарубежных сказок, формирующая представление о различных семейных проблемах, трудностях семейного быта и вариантах их положительного разрешения.
  5. Мороз Иванович. В ней отражена функциональная роль каждого члена семьи и необходимость четкого соблюдения этих функций. Также, рассматриваются и обязанности всех членов семьи по отношению друг к другу.
  6. Царевна лягушка. Данная сказка начинается с рассказа о семье и ее значимости, далее раскрываются моральные основы построения семьи и условия ее построения продуктивного функционирования.

По ходу знакомства со сказками осуществляется освоение эталонов взаимоотношений в семье. Сказки демонстрируют роли родителей и детей, несут нравственный компонент – отражают правильность поведения, поступков каждого члена семьи и социально неприемлемое семейное взаимодействие.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot