Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Цели и задачи тьюторского сопровождения
В настоящее время практически во всех развитых странах мира сложилось общее представление о том, какова основная цель педагогической деятельность тьютора.
Основной целью тьютора является осуществление персонального сопровождения учащегося в современном образовательном пространстве, создание эффективных условий для раскрытия его внутреннего потенциала и последующей успешной адаптации в окружающем социуме.
Общая цель педагогической деятельности тьютора чаще всего разбирают на несколько мини-целей, таких как:
- оказание ребенку помощи в осознании значимости получения образования, выработке собственной субъектной позиции;
- оказание помощи в разработке собственного индивидуального плана обучения, состоящего из последовательных шагов по получению знаний, отслеживании и контроле результатов;
- оказание ребенку помощи в развитии механизмов осознания себя как субъекта и развитии исходя из данной точки зрения.
Исходя из поставленной цели, основными задачами тьюторского сопровождения являются:
- Выявление и развития образовательных интересов и мотивов учащегося.
- Нахождение актуальных и современных образовательных ресурсов, необходимых для разработки индивидуальной образовательной программы.
- Работа с образовательным заказом, поступающим от семьи учащегося.
- Формирование у учащегося учебной и образовательной рефлексии.
Если рассматривать цели тьюторского сопровождения через значимость образования, то можно выделить ряд следующих образовательных функций:
- Организаторская функция – предусматривает организацию координации деятельности учащегося, поиск необходимых образовательных ресурсов для организации индивидуального процесса обучения, создание эффективных условий психологического становления и развития личности учащихся.
- Обучающая воспитывающая функция – направлена на оказание учащимся необходимой помощи в получении необходимых знаний, умений и навыков, успешного овладения учебной программой, формирование навыков индивидуальной ответственности, самостоятельности, самоконтроля, а также ряда образовательных компетенций.
- Развивающая функция – предусматривает выявление и последующее развития у учащихся мотивов и интересов обучения.
Таким образом, тьюторское сопровождение органично встраивается в целостный педагогический процесс и способствует повышению эффективности образовательной деятельности учащегося.
Формы и методы тьюторского сопровождения
В дидактике тьютор понимается как наставник, оказывающий помощь и сопровождение в процессе самообразования. Задача тьютора не просто создать необходимые условия для обучения, а грамотно подобрать необходимый учебный и методический материал, разработать индивидуальный план освоения образовательной программы.
Актуальность тьюторского сопровождения заключается в том, что перед педагогом современной образовательной школы остро стоит проблема низкой мотивации учащихся на получение знаний. Педагогу необходимо не только дать детям все необходимые знания и умения, но и пробудить в них личную заинтересованность в тех знаниях, которые они получают в процессе обучения. Все это с успехом достигается посредством организации тьюторского сопровождения.
На практике выделяют следующие формы тьюторского сопровождения.
Индивидуальная тьюторская беседа (консультация) – представляет собой индивидуальную беседу между тьютором и учащимся, по наиболее значимым вопросам обучения, воспитания, личностного развития и т.д.
Групповые тьюторские консультации – организуются в группах учащихся, которых объединяет чаще всего индивидуальная форма обучения.
Перед педагогом-тьютором, организующим групповую работу с учащимися, стоит одновременно несколько образовательных задач, которые он реализует через следующие виды деятельности: мотивационная, коммуникативная и рефлекторная.
Работа с тьютором создает для каждого учащегося необходимый настрой на получение новых знаний, на саморазвитие, а атмосфера в которой все это происходит доброжелательная, наполнена взаимопониманием и поддержкой.
Учебный тьюторский семинар (тьюториал) – активной групповое обучение, которое направлено на развитие у учащихся коммуникативных, мыслительных и рефлекторных способностей. Чаще всего это открытое занятие, которое организуется с использование интерактивных методов обучения.
Тренинг – одна из наиболее популярных форм организации тьюторского сопровождения, направленная на освоение учащимися необходимых умений и навыков. В тренингах используются игровые приемы (имитационные, сюжетные, ролевые, деловые и т.д.). Выбор формы проведения тренинга зависит от поставленной цели и задач тьюторского сопровождения. Проведение тренингов требует от тьютора наличия определенных профессиональных умений и навыков.
Образовательное событие – в отличие от иных форм тьюторского сопровождения направлена на развитие у учащихся образовательной мотивации. Основными формами проведения являются: походы, экскурсии, лабораторные, полевые исследования и т.д.
Основными методами тьюторского сопровождения выступают:
- практико-ориентированные методы
- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, методика обучения кейса)
- методы проекта (разработка и защита проектов, портфолио),
- психодиагностика (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профессиональное консультирование),
- активные методы обучения
- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет об образовательных целях, действиях по их достижению, анализ и самоанализ способностей, способностей)
- методы самостоятельной работы студента (индивидуально и в группах).