Сущность самостоятельной работы
Самостоятельная работа – это деятельность учеников, направленная на овладение знаниями, умениями и способами их практического применения, которая проводится без участия учителя.
Самостоятельная работа развивает активность детей, формирует их произвольное внимание, учит сосредотачиваться на выполнении одного дела, игнорировать при этом все, что происходит вокруг.
Самостоятельная работа выступает одним из важнейших условий саморегуляции личности, ее творческих возможностей, то есть является главным путем воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа может вызывать у некоторых учеников серьезные трудности, так как она требует умственного и эмоционального напряжения, порождает массу вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.
С первого дня пребывания детей в школе, необходимо начинать вырабатывать в них навыки самостоятельной работы. В учебном процессе школы доля организации самостоятельной работы увеличивается с возрастом учащихся. Ученики начальной школы характеризуются повышенной восприимчивостью, готовы усваивать все, чему их учит педагог.
Самостоятельным работам отведено исключительное место в рамках современного урока, так как ученик приобретает знания только в процессе выполнения самостоятельной деятельности. На уроке школьникам необходимо трудиться под руководством учителя. Прочно и хорошо усваивается только то, что ребенок добудет активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает и приучает ребенка искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, выделять главное, объяснять природные явления, выдвигать гипотезы, то есть добывать знания.
Руководящие действия учителя в организации самостоятельной работы учителя заключается в том, чтобы дать возможность ученикам проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно только если учитель будет давать детям возможность проявлять себя и свои силы в решении заданий. Для этого учителю необходимо хорошо понимать уровень развития учеников в классе, знать индивидуальные особенности детей и уметь выбирать посильные и интересные задания для самостоятельной работы.
В начальной школе, когда дети постоянно пребывают под опекой учителя, самостоятельным выполнением заданий развивается инициативность, гибкость и критичность мышления. Однако инициативность и самостоятельность мышления в младшем школьном возрасте возможна, только если дети умеют правильно строить последовательность мыслительных операций на основании указаний учителя или учебного пособия.
Принципы организации самостоятельной работы
Любая самостоятельная работа на уроке должна базироваться на следующих принципах:
- наличие конкретной цели, причем ученик должен знать пути ее достижения;
- соответствие учебным возможностям ученика, постепенный переход от менее сложного уровня к более сложному;
- минимума шаблонности, так как ее основная задача – развивать познавательные способности, инициативность и творчество ученика;
- наличие интереса учащихся к содержанию и ходу самостоятельной работы;
- развитие познавательных способностей учеников.
Всеми видами самостоятельных работ должно обеспечиваться формирование привычки искать самостоятельно ответы на свои вопросы. В заданиях для самостоятельного выполнения детьми должно быть предусмотрено развития самостоятельности ребенка.
Если самостоятельную работу школьника не сделать систематической, то невозможно добиться от них прочного и глубокого усвоения ими понятий и закономерностей, невозможно воспитать желание и умение познавать новое, обязательны для самообразования и самосовершенствования.
Учебные задания для самостоятельной работы можно классифицировать на основании:
Метода самостоятельной работы учеников:
- наблюдения;
- упражнения;
- работа с учебником.
Звеньев учебного процесса:
- восприятие, чтобы изучить новый материал;
- применение знаний и формирование умений;
- закрепление и повторение учебного материала;
- обобщение учебного материала.
Характера познавательной деятельности:
- воспроизводящая по образцу;
- реконструктивно-вариативная, создающая условия для развития мыслительной активности школьников;
- эвристическая направлена на формирование поиска новых решений, переноса их в нестандартные ситуации;
- творческая, позволяющая получить принципиально новые знания.
Характера руководства:
- подробные инструкции;
- краткие инструкции.
Формы организации:
- индивидуальная работа;
- фронтальная;
- групповая;
- парная.
На выбор формы работы влияют цель, сложность заданий, уровень сформированности учебной деятельности и возможности каждого ученика. Если задание простое и доступное для каждого, то дети могут выполнить его самостоятельно. Для индивидуальных самостоятельных работ необходимо готовить специальные дидактические пособия с заданиями разного уровня трудности.
Иными словами, самостоятельная работа – это средство обучения, формирующее у учеников движение от незнания к знанию, от низших уровней мыслительной деятельности к высшим.
Нужно организовать работу так, чтобы ребенок стремился действовать более успешно, внося что-то новое, без навязчивого руководства, вызывая у него собственные мысли, помогая принимать собственные решения.
К задачам организации самостоятельной работы на уроке относят:
- развитие у учеников познавательных способностей – наблюдательности и пытливости, логического мышления, творческой активности в добывании и применении знаний;
- обучение детей самостоятельному труду, то есть привитие им культуры умственного и физического труда;
- повышение прочности усвоения знаний учениками;
- выработка у учеников умений и навыков, включая умение самостоятельного приобретения новых знаний из разнообразных источников;
- обучение школьников использованию приобретенных знаний, умений и навыков в жизни.