Самостоятельная работа как средство обучения
Самостоятельная работа студентов – это деятельность, включающая поиск информации по конкретной теме, ее самостоятельную обработку и изучение, исследование учебно-методической литературы, рассмотрение рекомендаций преподавателя и выполнение студентом отчетов, рефератов, прохождение тестов, выполнение контрольных работ.
Самостоятельная работа выступает эффективным приемом в организации образования студентов. Это объясняется тем, что она способствует:
- Активизации творческих направлений деятельности студентов.
- Повышению качества образовательной работы будущих профессионалов.
- Осмысленному получению новой информации.
- Выбору студентами темпа своей работы, отвечающей их индивидуальным особенностям и потребностям.
- Определение времени каждым студентом, для познания различных процессов и явлений.
Самостоятельная работа студентов изначально была формой обучения. В настоящее время, она приобретает еще и функцию средства обучения, поскольку ориентирована на формирование у студентов определенных навыков и умений.
Рисунок 1. Самостоятельная работа студентов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как средство обучения, самостоятельная работа выполняет ряд функций:
- Развивающая функция – развитие определенных умений и навыков, расширение кругозора, повышение уровня интеллектуального развития, формирование творческих способностей, креативного мышления;
- Информационная функция – расширение информационной освещенности студентов, формирование навыков работы с информационными ресурсами;
- Стимулирующая функция – мотивация к познанию, придание учебному процессу профессиональной направленности;
- Воспитательная функция – формирование умений действовать самостоятельно, принимать решения, развитие профессионализма и навыков будущей профессиональной деятельности;
- Исследовательская функция – развитие нового уровня профессионального и креативного мышления.
Самостоятельная работа необходима в любом направлении деятельности. Познание студентов не будет продуктивным, если в него не включать элементы самостоятельного поиска информации, приобретения знаний из разных источников.
Самостоятельная работа включается в образовательный процесс средних специальных и высших учебных заведений с целью улучшения профессиональной подготовки студента и формирование у него фундаментальных научных знаний, а также практических навыков и способностей использовать теоретические знания в будущей профессиональной практической деятельности.
Уровни организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная деятельность студентов может быть организована педагогом, направляться и контролироваться им, а может быть просто выполнением самостоятельных действий студентом.
Для обучения, важное значение имеет именно организованная деятельность. Она и выступает средством обучения. Педагог должен дать указания работы, составить ее план, сформировать методические рекомендации деятельности студента, которым он будет следовать, чтобы усвоить знания более продуктивно, расширить свой кругозор и освоить новые направления деятельности. Если педагог контролирует этот процесс, то самостоятельная деятельность становится направленной и специализированной т.е. она призвана решить конкретную учебную задачу. Такое обучение характеризуется большей эффективностью.
Рисунок 2. Виды самостоятельной работы студентов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самостоятельная работа студентов имеет три уровня организации:
- Репродуктивный или тренировочный уровень. Он состоит в самостоятельном выполнении студентами различных упражнений для отработки каких-то навыков, лучшего усвоения теоретической информации. Задания выполняются по шаблону. Студент учится запоминать последовательность операций и доводить их выполнение до автоматизма. Это способствует закреплению навыков.
- Реконструктивный уровень. Он состоит в рассмотрении студентами вариантов решения той или иной задачи, изучении первоисточника информации и планировании своей работы. На этом уровне развиваются навыки написания рефератов, курсовых работ. Студенты учатся планировать свою деятельность. Первоисточники изучаются и конспектируются тезисно т.е. самое важное, существенное записывается. Затем, составляется последовательность операций, которые требуется выполнить для достижения конкретной учебной задачи.
- Творческий уровень. Она состоит в анализе поставленной задачи, вопроса, проблемной ситуации, поиске новых данных и выборе новых способов решения, имеющейся задачи. Студенты учатся активизации своего творческого мышления, учатся логически мыслить, определять перспективы развития того или иного направления деятельности, составлять перспективные планы. В основе творческой деятельности студентов лежит логика научного планирования.
Условия эффективной организации самостоятельной работы студентов
Чтобы самостоятельная работа была продуктивно исполнена студентом, необходимо соблюдение ряда условий ее организации:
- Мотивированность учебного задания. Чтобы задача выполнялась качественно и продуктивно, студенту необходима мотивация т.е. он должен быть заинтересован в ее решении, она должна быть ему интересна.
- Комплексная организация самостоятельной деятельности студента. Необходимо включить разные формы аудиторной и внеаудиторной работы, методы и средства ее исполнения.
- Задачи деятельности должны быть четкими и ясными.
- Необходимо предоставить студенту алгоритм выполнения работы. Если студент будет знать последовательность действий, методы, с помощью которых можно решить данную задачу, то эффективность ее решения возрастает.
- Предоставление педагогом сроков исполнения задачи, объема работы и формы, в которых она будет представлена.
- Преподавателю необходимо контролировать ход выполнения работы и ее качество, а также оценивать результаты и вносить поправки.
- Предоставление помощи студентам. Это могут быть консультационные занятия по разным вопросам, проведение разъяснений.
- Необходимо наличие определенных показателей оценки и параметров оценивания.