Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа как средство обучения

Определение 1

Самостоятельная работа студентов – это деятельность, включающая поиск информации по конкретной теме, ее самостоятельную обработку и изучение, исследование учебно-методической литературы, рассмотрение рекомендаций преподавателя и выполнение студентом отчетов, рефератов, прохождение тестов, выполнение контрольных работ.

Самостоятельная работа выступает эффективным приемом в организации образования студентов. Это объясняется тем, что она способствует:

  1. Активизации творческих направлений деятельности студентов.
  2. Повышению качества образовательной работы будущих профессионалов.
  3. Осмысленному получению новой информации.
  4. Выбору студентами темпа своей работы, отвечающей их индивидуальным особенностям и потребностям.
  5. Определение времени каждым студентом, для познания различных процессов и явлений.

Самостоятельная работа студентов изначально была формой обучения. В настоящее время, она приобретает еще и функцию средства обучения, поскольку ориентирована на формирование у студентов определенных навыков и умений.

Самостоятельная работа студентов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Самостоятельная работа студентов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как средство обучения, самостоятельная работа выполняет ряд функций:

  • Развивающая функция – развитие определенных умений и навыков, расширение кругозора, повышение уровня интеллектуального развития, формирование творческих способностей, креативного мышления;
  • Информационная функция – расширение информационной освещенности студентов, формирование навыков работы с информационными ресурсами;
  • Стимулирующая функция – мотивация к познанию, придание учебному процессу профессиональной направленности;
  • Воспитательная функция – формирование умений действовать самостоятельно, принимать решения, развитие профессионализма и навыков будущей профессиональной деятельности;
  • Исследовательская функция – развитие нового уровня профессионального и креативного мышления.
«Организация самостоятельной работы студентов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Самостоятельная работа необходима в любом направлении деятельности. Познание студентов не будет продуктивным, если в него не включать элементы самостоятельного поиска информации, приобретения знаний из разных источников.

Самостоятельная работа включается в образовательный процесс средних специальных и высших учебных заведений с целью улучшения профессиональной подготовки студента и формирование у него фундаментальных научных знаний, а также практических навыков и способностей использовать теоретические знания в будущей профессиональной практической деятельности.

Уровни организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная деятельность студентов может быть организована педагогом, направляться и контролироваться им, а может быть просто выполнением самостоятельных действий студентом.

Для обучения, важное значение имеет именно организованная деятельность. Она и выступает средством обучения. Педагог должен дать указания работы, составить ее план, сформировать методические рекомендации деятельности студента, которым он будет следовать, чтобы усвоить знания более продуктивно, расширить свой кругозор и освоить новые направления деятельности. Если педагог контролирует этот процесс, то самостоятельная деятельность становится направленной и специализированной т.е. она призвана решить конкретную учебную задачу. Такое обучение характеризуется большей эффективностью.

Виды самостоятельной работы студентов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Виды самостоятельной работы студентов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Самостоятельная работа студентов имеет три уровня организации:

  1. Репродуктивный или тренировочный уровень. Он состоит в самостоятельном выполнении студентами различных упражнений для отработки каких-то навыков, лучшего усвоения теоретической информации. Задания выполняются по шаблону. Студент учится запоминать последовательность операций и доводить их выполнение до автоматизма. Это способствует закреплению навыков.
  2. Реконструктивный уровень. Он состоит в рассмотрении студентами вариантов решения той или иной задачи, изучении первоисточника информации и планировании своей работы. На этом уровне развиваются навыки написания рефератов, курсовых работ. Студенты учатся планировать свою деятельность. Первоисточники изучаются и конспектируются тезисно т.е. самое важное, существенное записывается. Затем, составляется последовательность операций, которые требуется выполнить для достижения конкретной учебной задачи.
  3. Творческий уровень. Она состоит в анализе поставленной задачи, вопроса, проблемной ситуации, поиске новых данных и выборе новых способов решения, имеющейся задачи. Студенты учатся активизации своего творческого мышления, учатся логически мыслить, определять перспективы развития того или иного направления деятельности, составлять перспективные планы. В основе творческой деятельности студентов лежит логика научного планирования.

Условия эффективной организации самостоятельной работы студентов

Чтобы самостоятельная работа была продуктивно исполнена студентом, необходимо соблюдение ряда условий ее организации:

  1. Мотивированность учебного задания. Чтобы задача выполнялась качественно и продуктивно, студенту необходима мотивация т.е. он должен быть заинтересован в ее решении, она должна быть ему интересна.
  2. Комплексная организация самостоятельной деятельности студента. Необходимо включить разные формы аудиторной и внеаудиторной работы, методы и средства ее исполнения.
  3. Задачи деятельности должны быть четкими и ясными.
  4. Необходимо предоставить студенту алгоритм выполнения работы. Если студент будет знать последовательность действий, методы, с помощью которых можно решить данную задачу, то эффективность ее решения возрастает.
  5. Предоставление педагогом сроков исполнения задачи, объема работы и формы, в которых она будет представлена.
  6. Преподавателю необходимо контролировать ход выполнения работы и ее качество, а также оценивать результаты и вносить поправки.
  7. Предоставление помощи студентам. Это могут быть консультационные занятия по разным вопросам, проведение разъяснений.
  8. Необходимо наличие определенных показателей оценки и параметров оценивания.
Дата последнего обновления статьи: 11.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot