Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организационно-управленческие условия повышения эффективности познавательной деятельности учащихся на уроке

Определение 1

Познавательная деятельность – это процесс активного изучения ребенком окружающей действительности, получение им определенных знаний и умений, познание законов существования окружающего мира и усвоение норм продуктивного взаимодействия с ним.

Понятие и сущность управления познавательной деятельностью учащихся

В настоящее время одной из ключевых проблем организации образовательного процесса в школе является управление познавательной деятельностью учащихся во время урока. Это объясняется тем, что эффективность познавательной деятельности учащихся имеет большое значение для успешности всего процесса обучения. В том случае, если учащийся понимает, как нужно учиться в школе, умеет работать с разными источниками информации, находить информацию необходимую для решения конкретной проблемы, то ему будет легко не только усваивать школьную программу, но и самостоятельно повышать уровень своих знаний.

Как показывает практика, повышение эффективности познавательной деятельности учащихся во время уроков, вызывает у педагогов некоторые сложности. Повысить познавательную деятельность учащихся труднее, чем передать им необходимые знания и умения. В связи с чем, к подготовке современных педагогов предъявляются другие требования, чем это было несколько лет назад. В первую очередь будущих педагогов учат не просто преподавать, а создавать вокруг детей необходимо образовательное пространство, которое будут способствовать развитию у них познавательной деятельности во время образовательного процесса.

Замечание 1

Построение продуктивного образовательного пространства предусматривает активное участие не только педагога, но и учащихся.

Развитие у учащихся познавательной деятельности во время уроков, предполагает формирование следующих важных качеств:

  1. Умение гибко адаптироваться в соответствии с меняющимися условиями.
  2. Критически мыслить.
  3. Обладать навыками самостоятельного поиска необходимой информации, ее усвоение и умения применять на практике и в повседневной жизни, с целью решения разнообразных проблем.
  4. Своевременно и грамотно принимать решения.
  5. Умение предвидеть проблемы, посредством использования современных технологий, находить способы их предотвращения или решения.
  6. Четко осознавать для чего приобретаются знания, в какой сфере или области жизнедеятельности они могут быть использованы.
  7. Быть способными генерировать новые идеи, креативно и творчески мыслить.
  8. Грамотно и целесообразно работать с разными источниками информации.
  9. Обладать таким важным личностным качеством как коммуникабельность. Уметь успешно взаимодействовать с различными людьми и социальными группами, в разных областях и ситуациях.
«Организационно-управленческие условия повышения эффективности познавательной деятельности учащихся на уроке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Управление повышением эффективности познавательной деятельности учащихся на уроках

Замечание 2

Для того, чтобы познавательная деятельность учащихся во время урока была эффективной, задачей педагога является организовать правильное управление ею.

Процесс управления повышением эффективности познавательной деятельности учащихся на уроке, представляет собой:

  • непрерывный процесс, состоящий из последовательных действий, осуществляемых педагогом по отношению к учащимся;
  • процесс по установлению цели совместной образовательной деятельности;
  • процесс, определяющий основные методы, средства и способы достижения образовательной цели;
  • процесс продуктивно взаимодействия между педагогом и учащимися, основанном на взаимном доверии и уважении.

Управление эффективностью познавательной деятельности учащихся на уроке, направлено на:

  • совместное целеполагание учащихся и педагога;
  • мотивацию деятельности учащихся на уроке;
  • формирование умений и навыков учащихся;
  • создание обратной связи между педагогом и учащимися;
  • разработку проблемных образовательных ситуаций;
  • создание комфортной среды для обучения, воспитания и развития учащихся во время педагогического процесса.

Педагог должен понимать, что все указанные компоненты следует постоянно удерживать в поле своего профессионального зрения, под его управленческим воздействием.

Основные формы управления познавательной деятельностью учащихся

Одним из основных организационно-управленческих условий повышения эффективности познавательной деятельности учащихся на уроке, является использование следующих форм управления:

  1. Индивидуально-обоснованная форма – используется в том случае, если учащиеся в полной мере владеют навыками самостоятельного освоения учебного материала. В данном случае познавательная деятельность осуществляется не всем классом, а каждым учащимся индивидуально. Ее успешность и эффективность определяется правильным подбором педагогом заданий и упражнений.
  2. Фронтальная форма – используется одновременно со всем классом, направлена на достижение ими конкретной познавательной задачи. Основными приемами управления являются разнообразные проблемные ситуации, решение которых способствует достижению поставленной цели. Важным при использовании данной формы управления является первоначальное установление контакта с учащимися, вызвать у них интерес к предстоящему получению знаний.
  3. Групповая форма – используется при работе с группой учащихся, которые совместно решают определенную познавательную задачу. Количество участников группы зависит от характера предстоящей познавательной деятельности и ее содержания. Успешность познавательной деятельности в данном случае, зависит от тщательности её подготовки педагогом и его умения уделить внимание каждой группе.
  4. Коллективная форма – применяется в том случае, когда осуществление познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого. Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов.
Дата последнего обновления статьи: 12.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot