Основы организации взаимодействия ДОО с родителями
Взаимодействие ДОО с родителями воспитанников – это основное условие осуществления продуктивной воспитательной деятельности и полноценного развития личности воспитанников.
В ходе взаимодействия формируется единая направленность воспитательной деятельности в семье и в дошкольном учреждении образования, что необходимо для гармоничного развития личности
В основе установления взаимодействия между ДОО и семьями воспитанников лежит соблюдение следующих принципов:
- Принцип сотрудничества. Предполагается установление тесного сотрудничества с семьей для планирование совместной воспитательной работы, определения целей и направлений деятельности, совместного распределения сил, обязанностей и проведения контрольных воспитательных мероприятий. Отношения должны строиться на доверии и взаимопонимании, а также, предполагать взаиморазвитие сторон.
- Принцип равенства. В воспитании обе стороны равны и действуют в ориентации на развитие личности ребенка. Потому, они обладают равными правами, уважают интересы и мнение друг друга.
- Принцип активности. Каждая сторона занимает активную позицию во взаимодействии и воспитательном процессе, проявляя заинтересованность в ее продуктивных результатах и ответственность за ее проведение.
- Принцип инициативности ДОО. Он означает, что инициатором установления взаимодействия является ДОО и ее педагогический состав. Педагогической компетентности родителей может быть недостаточно для плодотворной воспитательной деятельности. Педагоги ориентируются на просвещение родителей, повышение их теоретических педагогических знаний и практических навыков воспитания.
- Принцип открытости. Он означает открытость ДОО родителям – предоставление сведений о жизнедеятельности ребенка в ДОУ, основах работы ДОО и деятельности педагогического коллектива, нормативной базе деятельности.
- Принцип диалогического взаимодействия. Общение сводится к построению продуктивного диалога, в ходе которого решаются имеющиеся проблемы и противоречия, обсуждаются пути развития воспитанников.
- Принцип согласованности воспитательных целей и задач. Они выбираются с учетом позиций обеих сторон, единой направленности воспитательного воздействия и проявления уважения к интересам, потребностям и особенностям развития детской личности.
Рисунок 1. Взаимодействие ДОО с родителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принцип социального партнерства – методическая основа взаимодействия ДОО с родителями
Методика организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников опирается на принцип социального партнерства.
Социальное партнерство – это идеология, которая кладется в основу установления взаимодействия различных социальных групп, обеспечивает согласование их интересов и реализацию конструктивного взаимодействия сторон.
В основе социального партнерства лежит конструктивное взаимодействие участников общения, взаимоотношений, независимо от его направленности и целевого назначения.
Социальное партнерства – основа организации образовательной деятельности любого уровня и любого этапа.
Партнерство устанавливается между всеми участниками педагогической деятельности. Оно регулируется на правовом уровне и закладывается в основу методической деятельности учебных заведений всех уровней образования.
Деятельность ДОО регламентируется федеральными образовательными стандартами – ФГОС ДО. Они отражают значимость соблюдения принципа партнерства в образовательном процессе дошкольного уровня.
Социальное партнерство с родителями воспитанников предполагает:
- Несение совместной ответственности сторон за образование и воспитание подрастающего поколения.
- Единые целевые ориентиры деятельности семьи и ДОО.
- Соблюдение принципов коммуникативного и социального взаимодействия: моральных норм и правил, в ходе реализации общения сторон.
- Сотрудничество не только взрослых – педагогов и родителей, но и сотрудничество взрослых с детьми – признание их равноправными и равнозначными субъектами воспитательной деятельности, партнерами по общению и деятельности.
- Знакомство воспитанников с основами социокультурной деятельности и социокультурного взаимодействия.
Современные формы организации взаимодействия между ДОО и родителями
В настоящее время в работе ДОО используются разнообразные формы организации взаимодействия с родителями. Они носят как традиционный, так и инновационный характер.
Среди современных форм взаимодействия можно выделить следующие:
- Проектная деятельность. Она имеет свою специфику на этапе дошкольного обучения. Ребенок еще не может создать проект самостоятельно – ему необходима помощь взрослого, который помогает в нахождение проблемного аспекта, противоречий в окружающем мире, их исследовании и фиксации результатов. Проектная деятельность создает ситуацию естественного общения между ребенком и взрослым и привлекает родителей к учебно-воспитательному процессу ДОУ;
- Круглый стол. Организация круглого стола ориентирована на решение проблемных моментов в воспитании и развитии ребенка с привлечением специалистов: психологов, социальных работников, логопедов, дефектологов, медицинских специалистов;
- Проведение встреч «вопросов и ответов». Это новая форма организации родительского собрания, ориентированная на получение родителями всей необходимой информации, ответов на вопросы о воспитании и развитии своего ребенка, а педагогом ответов на вопросы об условиях семейного воспитания, взглядах родителей на воспитательный процесс;
- Деловые игры. Они ориентированы на повышение педагогической компетентности родителей и их заинтересованности воспитательным процессом. Они учат родителей решать конфликтные ситуации с детьми, выстраивать с ними общение и взаимодействие;
- Организация семейных праздников в ДОУ. Они предполагают привлечение родителей к участию в празднике и его организации. У родителей формируется опыт организации семейных праздников, привлечения к участию в них детей и мотивации к сотрудничеству с дошкольным учреждением.
Рисунок 2. Основные задачи взаимодействия ДОО с семьей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ