Специфика обучения дошкольников
Педагогический процесс – это системная деятельность, ориентированная на обучение, воспитание и развитие личности.
Педагогический процесс состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов:
- Обучение – это процесс передачи знаний и социального опыта.
- Воспитание – процесс освоения норм поведения в обществе и выработке основ социального взаимодействия с его членами.
Процессы обучения и воспитания входят в структуру целостного педагогического процесса и интегрируются в его рамках. И обучение, и воспитание являются частью педагогического процесса, протекающего в рамках одного образовательного заведения. Они оба ориентированы на социальное становление и развитие личности. Обучение всегда носит воспитывающую ориентацию, а в ходе воспитания происходит усвоение каких-то знаний и развитие способов социальной деятельности.
Рисунок 1. Содержательная целостность педагогического процесса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Процесс обучения в дошкольной образовательной организации связан с передачей детям опыта социальной деятельности и направлен на выработку навыков социального взаимодействия.
Обучение реализуется исходя из особенностей развития ребенка и с учетом основ возрастной психологии.
Процесс обучения, реализуемый в рамках педагогической деятельности ДОУ, имеет свои особенности:
- Обучение осуществляется в игровой форме. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Он способен познавать мир и основы его устройства только через игровую деятельность;
- Процесс обучения внедряется во всю жизнедеятельность ребенка: он входит в прогулки, игры, режимные моменты т.е. обучение не является частью отдельного занятия (что свойственно школьному обучению), а пронизывает все сферы деятельности дошкольника;
- Процесс обучения не имеет научной направленности т.е. в ходе обучения дети не познают основ научного знаний, а знакомятся с устройством окружающего мира, познают его законы, учатся действовать согласно правилам и инструкциям;
- Ведущая роль педагога в образовательном процессе. Педагог занимает субъектную позицию. Он определяет содержание обучения и направления деятельности дошкольников;
- В ходе обучения, дошкольник не способен выделить главные, сущностные характеристики объектов и процессов познания и отделить их от второстепенных признаков;
- Обучение связано с восприятием дошкольником объектов исследования и их признаков;
- Задания, формируемые в образовательной программе дошкольника, отражают уровень развития его психических процессов на конкретном этапе дошкольного развития;
- Процесс обучения связан с эмоциональным настроем дошкольника т.е., если дошкольнику интересно то, что он познает, если это вызывает у него положительные эмоции, то оно будет занимать устойчивую позицию в его памяти и сознании;
- Занятия носят короткий временной промежуток в силу быстрой утомляемости детей и неустойчивости их внимания.
Особенности деятельности педагога в целостном педагогическом процессе ДОУ
Поскольку процесс обучения дошкольника в целостном педагогическом процессе ДОУ имеет свою специфику, то и деятельность педагога обладает своими особенностями.
Педагог в обучении дошкольников занимает позицию воспитателя и реализует свою обучающую деятельность в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.
Обучение дошкольников ориентировано на систематизацию их представлений об окружающем мире, расширение и углубление их личностного опыта деятельности и их знаний.
В процессе обучения дошкольников педагог выполняет ряд значимых функций. К ним относятся:
- Мотивация к познанию. Педагогу необходимо применить разные приемы и методы стимулирования познавательной работы дошкольников. Детям не всегда интересно начинать обучение. Поэтому, их необходимо привлечь к этому процессу, сформировав у них принятие учебной информации и желание заниматься учебной деятельностью.
- Организационная функция. Педагог организует процесс обучения дошкольников. Он выбирает методы и средства познания, которые отвечают возрастным особенностям развития дошкольников конкретной группы и их индивидуальным возможностям, уровню интеллектуального и общего развития.
- Информационная функция. Педагог выступает передатчиком информации. Он отбирает содержание учебных занятий и формирует направления деятельности дошкольников, способствующие их познанию разных областей действительности.
- Контрольная функция. Педагог контролирует процесс усвоения знаний дошкольниками и формирования у них системы навыков деятельности. Ему необходимо оценить успешность усвоения знаний и адекватность содержания обучения уровню развития дошкольников.
- Воспитательная функция. Педагог осуществляет деятельность, ориентированную на гармоничное развитие личности дошкольника и его социализацию.
Учебные занятия строятся педагогом в виде игровой деятельности. Формируется проблемная ситуация, требующая совершения конкретных действий для ее решения. Дошкольникам дается максимум самостоятельности в принятии решений и выборе способов совершения того или иного действия.
Принципы организации обучения дошкольников
Процесс обучения дошкольников основывается на следующих принципах:
- Принцип связи обучения с жизнедеятельностью ребенка. Обучение пронизывает все сферы жизни дошкольника и становится частью его жизнедеятельности. Он не замечает, что учится в процессе приема пищи, умывания, прогулки, игры.
- Принцип научности и системности знания. Знания, которые усваиваются ребенком в ходе обучения должны иметь системный характер и научное обоснование. Недопустимо давать детям научно неподтвержденную информацию, непроверенную и недоказанную.
- Принцип доступности. Содержание учебной программы должно быть доступно для освоения дошкольников конкретной возрастной группы.
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения.
- Принцип наглядности. Обучение должно давать ребенку наглядное представление об объектах и процессах, происходящих в окружающем мире. Увиденное собственными глазами, лучше фиксируется в памяти и сознании дошкольника.
- Принцип активности обучения. Применение активных методов обучения.
- Принцип предоставления ребенку максимальной самостоятельности. Ребенок должен иметь выбор методов познания и делать упражнения самостоятельно. Ошибки способствуют его развитию.
образовательный процесс в ДОО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Целостный образовательный процесс в ДОО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ