Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение в целостном педагогическом процессе ДОУ

Специфика обучения дошкольников

Определение 1

Педагогический процесс – это системная деятельность, ориентированная на обучение, воспитание и развитие личности.

Педагогический процесс состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов:

  • Обучение – это процесс передачи знаний и социального опыта.
  • Воспитание – процесс освоения норм поведения в обществе и выработке основ социального взаимодействия с его членами.

Процессы обучения и воспитания входят в структуру целостного педагогического процесса и интегрируются в его рамках. И обучение, и воспитание являются частью педагогического процесса, протекающего в рамках одного образовательного заведения. Они оба ориентированы на социальное становление и развитие личности. Обучение всегда носит воспитывающую ориентацию, а в ходе воспитания происходит усвоение каких-то знаний и развитие способов социальной деятельности.

Содержательная целостность педагогического процесса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Содержательная целостность педагогического процесса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Процесс обучения в дошкольной образовательной организации связан с передачей детям опыта социальной деятельности и направлен на выработку навыков социального взаимодействия.

Обучение реализуется исходя из особенностей развития ребенка и с учетом основ возрастной психологии.

Процесс обучения, реализуемый в рамках педагогической деятельности ДОУ, имеет свои особенности:

  1. Обучение осуществляется в игровой форме. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Он способен познавать мир и основы его устройства только через игровую деятельность;
  2. Процесс обучения внедряется во всю жизнедеятельность ребенка: он входит в прогулки, игры, режимные моменты т.е. обучение не является частью отдельного занятия (что свойственно школьному обучению), а пронизывает все сферы деятельности дошкольника;
  3. Процесс обучения не имеет научной направленности т.е. в ходе обучения дети не познают основ научного знаний, а знакомятся с устройством окружающего мира, познают его законы, учатся действовать согласно правилам и инструкциям;
  4. Ведущая роль педагога в образовательном процессе. Педагог занимает субъектную позицию. Он определяет содержание обучения и направления деятельности дошкольников;
  5. В ходе обучения, дошкольник не способен выделить главные, сущностные характеристики объектов и процессов познания и отделить их от второстепенных признаков;
  6. Обучение связано с восприятием дошкольником объектов исследования и их признаков;
  7. Задания, формируемые в образовательной программе дошкольника, отражают уровень развития его психических процессов на конкретном этапе дошкольного развития;
  8. Процесс обучения связан с эмоциональным настроем дошкольника т.е., если дошкольнику интересно то, что он познает, если это вызывает у него положительные эмоции, то оно будет занимать устойчивую позицию в его памяти и сознании;
  9. Занятия носят короткий временной промежуток в силу быстрой утомляемости детей и неустойчивости их внимания.
«Обучение в целостном педагогическом процессе ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности деятельности педагога в целостном педагогическом процессе ДОУ

Поскольку процесс обучения дошкольника в целостном педагогическом процессе ДОУ имеет свою специфику, то и деятельность педагога обладает своими особенностями.

Педагог в обучении дошкольников занимает позицию воспитателя и реализует свою обучающую деятельность в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Обучение дошкольников ориентировано на систематизацию их представлений об окружающем мире, расширение и углубление их личностного опыта деятельности и их знаний.

В процессе обучения дошкольников педагог выполняет ряд значимых функций. К ним относятся:

  1. Мотивация к познанию. Педагогу необходимо применить разные приемы и методы стимулирования познавательной работы дошкольников. Детям не всегда интересно начинать обучение. Поэтому, их необходимо привлечь к этому процессу, сформировав у них принятие учебной информации и желание заниматься учебной деятельностью.
  2. Организационная функция. Педагог организует процесс обучения дошкольников. Он выбирает методы и средства познания, которые отвечают возрастным особенностям развития дошкольников конкретной группы и их индивидуальным возможностям, уровню интеллектуального и общего развития.
  3. Информационная функция. Педагог выступает передатчиком информации. Он отбирает содержание учебных занятий и формирует направления деятельности дошкольников, способствующие их познанию разных областей действительности.
  4. Контрольная функция. Педагог контролирует процесс усвоения знаний дошкольниками и формирования у них системы навыков деятельности. Ему необходимо оценить успешность усвоения знаний и адекватность содержания обучения уровню развития дошкольников.
  5. Воспитательная функция. Педагог осуществляет деятельность, ориентированную на гармоничное развитие личности дошкольника и его социализацию.

Учебные занятия строятся педагогом в виде игровой деятельности. Формируется проблемная ситуация, требующая совершения конкретных действий для ее решения. Дошкольникам дается максимум самостоятельности в принятии решений и выборе способов совершения того или иного действия.

Принципы организации обучения дошкольников

Процесс обучения дошкольников основывается на следующих принципах:

  • Принцип связи обучения с жизнедеятельностью ребенка. Обучение пронизывает все сферы жизни дошкольника и становится частью его жизнедеятельности. Он не замечает, что учится в процессе приема пищи, умывания, прогулки, игры.
  • Принцип научности и системности знания. Знания, которые усваиваются ребенком в ходе обучения должны иметь системный характер и научное обоснование. Недопустимо давать детям научно неподтвержденную информацию, непроверенную и недоказанную.
  • Принцип доступности. Содержание учебной программы должно быть доступно для освоения дошкольников конкретной возрастной группы.
  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения.
  • Принцип наглядности. Обучение должно давать ребенку наглядное представление об объектах и процессах, происходящих в окружающем мире. Увиденное собственными глазами, лучше фиксируется в памяти и сознании дошкольника.
  • Принцип активности обучения. Применение активных методов обучения.
  • Принцип предоставления ребенку максимальной самостоятельности. Ребенок должен иметь выбор методов познания и делать упражнения самостоятельно. Ошибки способствуют его развитию.

Целостный <a href=образовательный процесс в ДОО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 2. Целостный образовательный процесс в ДОО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 03.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot