Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченным развитием

Определение 1

Дети с ограниченным развитием – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Такие недостатки создают препятствия в освоении общеобразовательных программ и социальном становлении личности.

В этой связи, требуется организация специальной педагогической деятельности в отношении детей, имеющих какие-то отклонения от нормального развития, ограниченные возможности и проблемы со здоровьем.

Особенности организации педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии

Ребенок с ограниченными возможностями обладает своими особенностями в поведении и общении. Они обусловлены спецификой развития его психических процессов и работой иных органов, которые приводят к данному дисбалансу в организме и развитии.

Для обеспечения полноценного развития ребенка, с какими-либо отклонениями, необходимо брать в расчет особенности его развития и специфику проявления отклонений, а также их влияния на жизнедеятельность ребенка при построении педагогического процесса.

Педагогам следует обратить внимание на следующие аспекты развития ребенка с ограниченными возможностями:

  1. Оптимальное обустройство места обучения. Ребенок с ограниченными возможностями может иметь разнообразные двигательные нарушения, которые препятствуют его комфортному пребыванию в учебном заведении и обучению. Требуется расставлять мебель: парты, стулья и др. таким образом, чтобы ребенок мог легко и свободно перемещаться: вставать, садиться.
  2. Неразвитость пространственных представлений ребенка с ограниченными возможностями, требует особого подхода к обучению и воспитанию.
  3. Организация занятий по специальным учебным пособиям и программам коррекционного типа, учитывающим сбои в работе визуальной и моторной координации движений. Это приводит к трудностям в освоении письма и чтения из –за перескока между строками.
  4. Организация занятий в медленном, плавном темпе. Дети с ограниченными возможностями характеризуются замедленным восприятием и медленным освоением письма. Также, сложности возникают и с рисованием. Кроме того, ребенок может иметь речевые нарушения, которые вызывают необходимость подготовки своей речи к ответу на вопрос. Все это требует времени. Поэтому, стандартный темп занятий и освоения образовательной программы невозможен.
  5. Опора на наглядные средства обучения. Ребенку легче понять педагога, если он показывает то, о чем говорит. Для этого, актуально использовать мультимедийные средства, картинки, фотографии, рисунки, таблицы, графики, карты.
  6. Опора на методику работы по опорным конспектам. Предполагается изложение учебного материала в дозированном размере, оптимальном для конкретной группы детей с ограниченными возможностями, его разделение на части, с выделением сути, понятной и доступной для запоминания.
  7. Поэтапное разъяснение каждого задания.
  8. Смена видов деятельности реализуется, только, на основании предварительной подготовки.
  9. Включение в занятия физкультминуток. Это помогает детям отвлечься и расслабиться.
  10. Использование игровых форм работы. Игровой процесс упрощает обучение ребенка. Во время игры, дети учатся установлению контактов со сверстниками и формированию взаимодействия в разных видах деятельности.
«Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченным развитием» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Структура занятий с детьми, имеющими ограничения в развитии

Занятия проводятся на основании следующих принципов:

  • Принцип гибкости – структура занятия может быть легко изменена;
  • Принцип учета возрастных особенностей развития ребенка – учет специфики развития психических процессов в конкретном возрасте и уровня проявления отклонения от нормальных показателей;
  • Принцип индивидуального подхода – учет особенностей развития каждого отдельного ребенка и степени выраженности его дефекта и сопутствующих отклонений;
  • Принцип интегрированного обучения – использование приемов арт-терапии, музотерапии;
  • Принцип системности – связь всех аспектов обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями;
  • Принцип преемственности – обучение должно быть поэтапным, т.е. переход от одной стадии к другой определяет их взаимообусловленность. Как правило, это касается этапа дошкольного и начального школьного обучения;
  • Принцип регулярности – применяемые техники и методы обучения, упражнения, занятия должны носить регулярный характер. Эпизодическое обучения не даст должного развивающего эффекта.
Замечание 1

Следует отметить, что занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности развития, носят в основном индивидуальный характер.

Структура занятия имеет следующий вид:

  1. Подготовка к занятию. Она необходима для создания психологического настроя ребенка на работу.
  2. Проведение пальчиковой гимнастики. Она необходима для воздействия на моторные функции организма, которые способствуют развитию речи и активизации мыслительной работы. Можно использовать пальчиковые игры, пальчиковый театр, проводить работу с пуговицами, орехами, карандашами и иными предметами.
  3. Основная работа. Она связана с выполнением упражнений на развитие памяти, внимания, воображения, активизации мышления и развитие восприятия, речи. Все упражнения носят индивидуальный характер.
  4. Проведение дыхательной гимнастики. Она очень актуально при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности развития, поскольку, у них, часто, возникают проблемы с дыханием. В работе могу быть использованы воздушные шары для надувания, мыльные пузыри.
  5. Упражнения на расслабления. Проводится специальная гимнастика, способствующая приведению организма в психически уравновешенное состояние.

Правила работы педагога с детьми с ограниченным развитием

Ребенок с ограниченным развитием обладает острой чувствительностью к окружающему миру. Поэтому, для его полноценного развития необходимо придерживаться ряда важных правил. К ним относятся:

  1. Доброжелательное отношение к ребенку;
    • Спокойное восприятие его неудач, медленных темпов деятельности;
    • Методы работы должны соответствовать уровню развития ребенка;
    • Проведение сравнения достижений ребенка и положительных сдвигов в развитии с его собственными параметрами личности, собственными достижениями, а не успехами других идентичных детей;
    • Создание ситуаций «успеха». Ребенка необходимо хвалить, поощрять его достижения в любых мелочах, деталях. Необходимо концентрировать внимание именно на достижениях, а не неудачах;
    • Предоставление максимальной самостоятельности и свободы выбора деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 24.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot