Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пути улучшения самостоятельной разговорной речи неслышащих школьников на уроках

Формы организации образовательной работы на уроках предметно-практического обучения

Определение 1

Предметно-практическое обучение (ППО) – это способ организации познавательной работы, ориентированный на развитие сенсорного познания окружающего мира учащимися с нарушениями слуха.

Такое обучение способствует:

  • Активизации творческих направлений деятельности;
  • Мотивации к познанию;
  • Развитию форм построения взаимоотношений с разными возрастными категориями;
  • Усвоению основ политехнической культуры;
  • Эффективному освоению образовательной программы детьми с ограниченными возможностями.

Развитие разговорной речи у ребенка с нарушениями слуха является важным направлением коррекционной работы специального образовательного учреждения. Для этого, применяется широкий арсенал приемов и форм построения образовательного процесса.

Предметно-практическое обучение реализуется в следующих формах работы:

  • Фронтальная работа под контролем педагога.
  • Индивидуальная работа.
  • Работа в парах, группах.

Использование ППО основано на связи речи с практической деятельностью. Это особенно актуально при работе с глухими детьми, поскольку, позволяет создать все условия для их полноценного речевого развития, обеспечивает общение детей друг с другом и с педагогом. При этом, такое общение приобретает необходимый характер т.е. оно нужно для познания. Таким образом, общение на уроках предметно-практического обучения приобретает мотивированный характер. Мотивация к общению повышается, если содержание и основы работы известны только педагогу, который направляет данный процесс. Его роль сводится к объяснению детям – в доступной для их восприятия форме, порядка и способа деятельности, особенностей ее реализации. Учащиеся выполняют заданное. При этом, происходит формирование речи учащихся: уточняется и осваивается значение каждого слова, варианты его использования в разговорной речи.

«Пути улучшения самостоятельной разговорной речи неслышащих школьников на уроках » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Обучение разговорной речи неслышащих учащихся производится и в письменной форме: детям даются задания, путем написания их на доске, на табличках и они выполняют их, тренируя навыки письменной речи.

Еще одной формой обучения неслышащих детей является формирование плана их работы и составление заявки на средства, которые им необходимы для его реализации. Ребенок записывает последовательность действий, которые он собирается осуществить для достижения конкретной цели, а затем детально расписывает средства, которые ему необходимы. Заявка помогает развить у детей навыки точной передачи информации, ведь иначе, они не смогут выполнить задание.

Стадии работы над формированием разговорной речи на уроках ППО для неслышащих детей

В коррекционной школе происходит формирование навыков разговорной речи у детей на уроках предметно-практического обучения. Оно реализуется в следующие стадии работы:

  • Стадия сообщения о предстоящей работе. Данная стадия направлена на знакомство неслышащих учащихся с новыми фразами речи. Для этого, педагог создает определенную речевую ситуацию, которая развивает у детей потребность в установлении коммуникативной связи т.е. педагог создает искусственную среду, в которой у детей формируется необходимость использования разговорных фраз в реальном общении. Как правило, для этого используются приемы визуального восприятия информации: педагог сам показывает фразы детям - запись на доске, формирование табличек, картинки с изображениями объектов, представляющих отдельные слова фразы, или использует прием демонстрации фразы учащимися друг другу или отдельным учащимся остальным. Такое восприятие носит слухо-визуальный характер и актуально в том случае, если слуховые возможности учащихся это позволяют.
  • Стадия репродукции. Она связана с повторением сказанного педагогом или учащимся. Учащиеся учатся воспринимать материал, продемонстрированный или произнесенный педагогом или учащимися. Для этого используются специальные упражнения, которые ориентированы на воспроизведение фраз по образцу, данному педагогом, подстановочные упражнения, а также повторение усвоенной фразы, закрепленной в памяти учащегося.
  • Стадия модификации и сочетание речевого материала. Учащиеся учатся использовать слова и фразы в конкретных ситуациях и обстоятельствах. Для этого, педагогом формируются разнообразные ситуации на уроке, по которым он составляет упражнения, в виде поручений, обращений, желаний, совершения выбора учащимися, реагирования на конкретную фразу, реплику, заполнение пропущенных слов, дополнение реплик в разговоре. Такие упражнения способствуют более устойчивому закреплению фраз, поскольку, одна и та же фраза может быть использована многократно в разных вариациях.
  • Стадия экспромта. Она ориентирована на неподготовленное применение различных фраз и слов, которые были изучены в различных ситуациях. Педагог предоставляет детям возможность применения фраз в ситуациях общения, формирует навыки использования детьми, освоенных на уроке фраз в самостоятельных высказываниях, самостоятельном формулировании текстов, реплик, речей.

На каждой уроках предметно-практического обучения речевым навыкам, педагог может использовать следующие приемы знакомства детей с нарушениями слуха с новыми словами и фразами:

  1. Сообщение слов и фраз в ходе работы. Учащиеся совершают конструирование, в ходе которого педагог называет объект, его составные компоненты, операции с ним и т.д.
  2. Демонстрация изготовленного объекта. Следует представить объект и кратко пояснить, что это такое, и для чего оно необходимо.
  3. Совершение педагогом всех необходимых действий. Педагог дает учащимся задание и помогает им в его выполнении, сопровождая комментариями каждое действие, каждый этап выполнения.
  4. Актуализация логики учащихся и использование приемов для ее развития.
  5. Пояснение любого действия на учебном занятии словами, фразами.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot