Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль арт-терапии в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ

Определение 1

Арт-терапия – это разновидность коррекционной работы, направленная на устранение расстройств психоэмоциональной сферы посредство применения средств искусства и художественного творчества.

Арт-терапия является современной педагогической технологией, применяемой в коррекционной системе образования. Она помогает устранить, сгладить недостатки развития детей с разными дисфункциями психической сферы и, обеспечить их полноценное усвоение образовательного материала.

Целевое назначение и особенности использования арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Определение 2

ОВЗ –это ограниченные возможности здоровья.

ОВЗ может быть следствием нарушения функционирования органов зрения, слуха, двигательного аппарата, речевых дисфункций, задержки развития психических процессов и интеллектуальных нарушений.

ОВЗ приводят к появлению у ребенка особых образовательных потребностей и затрудняют полноценное обучение, освоение стандартных образовательных программ. Потому, дети с ОВЗ обучаются в специальных коррекционных учебных заведениях, где создаются условия для их плодотворного обучения и коррекции, имеющихся недостатков развития.

Арт-терапия в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, нацелена на раскрытие внутреннего мира ребенка, его потенциальных возможностей. Она не требует от детей создания шедевров, объектов искусства. Она ориентирована на стимулирование психических процессов и иных дисфункций в ходе занятия арт-деятельностью.

Арт-терапия позволяет достичь следующих положительных результатов в коррекционном обучении:

  • Развитие навыков адекватного эмоционального реагирования детей с ОВЗ;
  • Включение ребенка в социальную среду и формирование навыков существование в ней;
  • Развитие коммуникативной сферы личности ребенка с ОВЗ, устранение его социальной закрытости, замкнутости, улучшение ориентации в общении и взаимодействии;
  • Развитие произвольного внимания и навыков саморегуляции;
  • Формирование навыков контроля эмоциональных состояний и проявлений ребенком;
  • Формирование уверенности в себе;
  • Повышение работоспособности и творческого начала деятельности;
  • Снятие внутреннего напряжения ребенка;
  • Снижение тревожности, агрессии и различных стрессов;
  • Развитие адекватного межличностного общения и поведения в коллективе сверстников.
«Роль арт-терапии в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Организация коррекционно-развивающего обучения с применением методов и техник арт-терапии

Коррекционное обучение с использованием арт-терапии реализуется на основании соблюдения следующего ведущего принципа: демонстрация ребенку с ОВЗ его потенциальных возможностей. Понимание своего потенциала ведет к позитивному принятию собственной личности, открывает перед ребенком новые горизонты, демонстрирует его возможности и способствует формированию адекватной самооценки.

В обучении применяются следующие виды арт-терапии:

  1. Музыкотерапия – использование музыки для активизации творческого потенциала ребенка с ОВЗ, устранение его психоэмоциональных расстройств, снятие нервно-психического напряжения.
  2. Изотерапия - рисование красками с использованием разных стилей рисования и инструментов для достижения указанных коррекционных целей.

    Изотерапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 1. Изотерапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  3. Хромотерапия – воздействие цвета на личность. Она основана на цветовом терапевтическом воздействии на организм ребенка с ОВЗ.

  4. Сказкотерапия – чтение и сочинение сказок, оказывающее влияние на эмоциональную сферу ребенка с ОВЗ и его чувства.
  5. Имаготерапия – театральная деятельность. Использование театральных постановок, проигрывание детьми сцен из сказок, отображение реальных жизненных событий.
  6. Песочная терапия – творческая работа с песком: создание фигур из песка, сооружение конструкций разной модификации. Это, также, стимулирует развитие мелкой моторики.
  7. Куклотерапия – пальчиковый и кукольный театры, создание постановок.
  8. Фототерапия – использование фотоматериалов в познавательной деятельности, что стимулирует познавательный интерес и повышает эмоциональный настрой на работу.
  9. Игротерапия – процесс организации взаимодействия ребенка и взрослого, взаимодействия между детьми, посредством использования различных видов игр, ориентированный на активизацию коммуникативной сферы ребенка с ОВЗ.
  10. Драматерапия – проигрывание проблемных жизненных ситуаций, оказывающих негативное воздействие на психоэмоциональную сферу ребенка, а также любых проблемных аспектов жизнедеятельности, для их разрешения, нахождения выхода из них, профилактики их развития.

Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Музыкотерапия предполагает проведение музыкальных занятий, ориентированных не на развитие у детей музыкальных навыков и постижение музыкального творчества, а использование музыка в качестве механизма коррекции психоэмоциональных дисфункций.

В ходе музыкальных занятий дети осваивают игру на музыкальных инструментах, изучают различные музыкальные композиции, поют и танцуют под музыку. Это способствует:

  • развитию эмоциональной активности ребенка с ОВЗ;
  • воспитанию музыкального вкуса;
  • развитию навыков социального взаимодействия;
  • снижению стресса и нервного возбуждения;
  • гармонизации процесса обучения.

Музыкотерапия может быть использована в форме пассивной детской работы т.е. когда дети не проявляют свои музыкальные способности, а просто прослушивают музыкальные композиции, постигая их красоту, методичность, формирую музыкальный вкус и успокаивая свою нервную систему, а может быть организована активная музыкальная деятельность детей – пение, игра на инструментах, танцы, что стимулирует творческое развитие личности, расслабляет и успокаивает детей.

Музыка, также, может быть включена в изобразительные занятия, сказкотерапию, хромотерапию, давая им повышая их коррекционный поенциал.

Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Сказкотерапия ориентирована на чтение и прослушивание сказок для:

  • поиска смысла, заложенного автором;
  • рассмотрения моральных аспектов существования общества, поведения людей, поступков;
  • соотношения детьми сказочных событий с реальной жизнедеятельностью;
  • переноса смыслов сказки, ее сути в реальность;
  • поиска путей решения жизненных проблем;
  • поиска способов разрешения конфликтных ситуаций и организации положительного взаимодействия в социальной среде;
  • освоение детьми моральных норм, нравственных принципов социального мира.

Сказкотерапия, также, помогает развивать детское воображение и фантазию.

Сказкотерапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Сказкотерапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot