Классификация педагогических целей
Цель представляет собой предвидение результата деятельности в идеальном виде, которое опережает отражение событий в человеческом сознании. Цель является философской категорией.
Педагогические цели заключаются в предвидении педагогом, учениками, воспитанниками результатов их взаимодействия в виде мысленных обобщенных образований, в соответствии с которыми далее соотносятся остальные элементы педагогического процесса.
Структура цели постоянна и определяется ее алгоритмом. Цель состоит из целевого объекта, предмета и действия.
Целевой объект представлен человеком в различных ролевых позициях, на которые планируется воздействие. Целевой предмет представляет собой ту сторону личности воспитанника, которая в конкретном педагогическом процессе должна быть преобразована. Целевое действие обозначает определенное действие педагога, совершаемое для развития целевого предмета.
Виды педагогических целей достаточно многообразны. Можно выделить следующие:
- нормативно-государственные;
- общественные;
- инициативные цели педагогов, учащихся.
Государственные нормативные цели являются общими и определяются в законодательных документах и в государственных образовательных стандартах. Параллельно с ними реализуются общественные цели, представляющие собой цели разных слоев общества, которые отражают их интересы, потребности, запросы по профподготовке. Данные запросы учитываются педагогами при разработке различных типов специализаций и концепций обучения.
Инициативные цели разрабатываются непосредственно педагогами-практиками и учениками. При этом обязательно учитываются тип учебного заведения, профиль специализации, учебные предметы, уровень развития учащихся, степень подготовленности педагогов.
Предметная классификация целей
Определенная цель обладает своим предметом, то есть направлением развития воспитанника. На данной основе можно выделить три группы целей:
- цели формирования навыков, знаний, умений, сознания и поведения – образовательные цели;
- цели формирования отношения к различным сторонам жизни – воспитательные цели;
- цели развития способностей, интересов, задатков, формирования творческой деятельности – развивающие цели.
Цели участников педагогического процесса
Педагогический процесс формируется и реализуется педагогом для решения задач связанных с воспитанием, образованием и обучением учащихся. При этом каждый учащийся имеет свою цель обучения, средства и методы учения. Цели педагога и учащегося могут не совпадать. Чем меньше разрыв между внешним процессом преподавания и внутренним процессом учения, тем эффективнее идет педагогический процесс в целом, строятся воспитательные отношения.
Функция педагога заключается в учении учеников целеполаганию, изучении целей каждого из них и помощь в реализации их полезных целей. Цели учеников должны входить в педагогический процесс наравне с целями преподавателей.
Совпадение целей двух основных участников педагогического процесса является важным условием его успеха.
Педагог, со своей стороны, определяет организационные и методические цели. Методические цели связаны с трансформацией технологий обучения, внеучебной деятельности учащихся. Организационные цели формулируются педагогом в сфере функции управления.
Разработка целей
Разработка цели является логико-конструктивным процессом, который заключается в следующем:
- сравнение и обобщение определенной информации;
- выбор из общего массива наиболее значимой информации;
- формулировка цели с определением ее объекта, предмета и конкретные действий по достижению;
- принятие решений о достижимости цели;
- непосредственная реализация цели.