Зарождение термина «педагогика»
Термин «педагогика» существует уже не одно столетие и своими корнями уходит в глубокое прошлое, в эпоху античности. В этот период на территории Древней Греции повсеместно возникают и активно развиваются прототипы современных школ, в которых детям, преимущественно мальчикам, давали знания как свободные греки, так и рабы, владеющие основами грамоты. Другие рабы, в большинстве своём уже состарившиеся или получившие какие-либо увечья, присматривали за детьми и исполняли роль сопровождающих, то есть вели за руку ребёнка своего господина из дома в школу. Так, греческие слова «пайдос» - дитя и «аго» - вести образовали термин «пайдагогос» - педагог, что в дословном переводе означает «детоводитель». Следует также отметить, что именно в Древней Греции берут свое начало и другие педагогические термины, такие как «школа», «гимназия», «дидактика».
По мере развития общества роль педагога менялась, и со временем трансформировалось и само понятие «педагогика». Оно стало рассматриваться в более широком смысле для обозначения деятельности по воспитанию, обучению и всестороннему развитию ребёнка, что в свою очередь, подразумевало «вести ребёнка по жизни». Педагогами же стали называть лиц, прошедших специальную подготовку и занимающихся в последующем воспитанием и обучением детей. Данное значение сохранялось на протяжении многих веков и нашло свое распространение в разных государствах. Лишь во второй половине XX века стали обсуждаться идеи целенаправленного педагогического процесса не только по отношению к детям, но и к взрослым.
Понятие о воспитании
Исходя из сущности термина, можно утверждать, что педагогика является наукой о воспитании человека. При этом понятие «воспитание» трактуется многозначительно, опираясь на три категории: образование, обучение и развитие. Все они взаимосвязаны и в значительной мере дополняют друг друга.
Воспитание – это, прежде всего, организованный процесс, направленный на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача знаний, умений, навыков от старшего поколения к младшему, что в совокупности с нравственными, этическими и правовыми нормами составляет богатый опыт, накопленный человечеством на протяжении многих этапов исторического развития. В то же время происходит целенаправленное воздействие на человека с целью подготовки его к жизни в обществе с учетом существующих нравственных ценностей, социальных норм, политических ориентиров, народных традиций, а также формирования собственных взглядов на жизнь.
В современных условиях с этой важнейшей задачей одному воспитателю не справиться, поэтому существуют целые воспитательные коллективы и организации, занимающиеся деятельностью в педагогической сфере. К ним главным образом относятся школы, детские сады, учебно-воспитательные центры. Задача воспитателя в данных организациях не только донести до ребёнка необходимые сведения и добиться результатов их усвоения, но и способствовать раскрытию индивидуального потенциала, являющегося катализатором всестороннего личностного развития. Эффективность воспитательной деятельности зависит от многих факторов, среди которых значимое место занимают систематичность и целенаправленность педагогического процесса, личность и квалификация педагога, наследственность ребёнка и влияние социальной среды. С учетом этого можно сказать, что каждая воспитательная деятельность уникальна по своей сущности и может быть как продуктивной, так и малозначительной. При этом действительно одно: воспитание представляется ведущей силой, способной дать обществу полноценную личность.
Учёные в области педагогики выявили, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки, поэтому задача воспитателя состоит преимущественно в том, чтобы узнать и изучить воспитанника, выявить его склонности и таланты, личностные особенности и возможности. Это позволит построить воспитательный процесс правильно, найти индивидуальный подход к ребёнку и добиться положительных результатов.
Как любая социальная деятельность, воспитание опирается на систему взаимодействия между людьми, между воспитателем и воспитанниками, между детьми и родителями, между сверстниками. Именно в такой среде посредством воспитательных отношений человек адаптируется к жизни, примеряя на себя те или иные социальные роли, и развивается как личность.
Воспитательный процесс многогранен, его структура базируется на поставленных педагогических задачах, а значит, результаты работы можно увидеть в различных направлениях. В связи с этим выделяют такие понятия, как «физическое воспитание», «эстетическое воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «экологическое воспитание», «трудовое воспитание» и другие. Все они являются составными частями целостной системы воспитательного процесса, который весьма динамичен и всегда опирается на уже достигнутый уровень развития, однако его результаты могут быть отсрочены во времени.
Педагогические аспекты воспитания
Педагогика как наука о воспитании накапливает и систематизирует научные знания в своей области, изучает закономерности воспитательного и образовательного процессов, рассматривает вопросы передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему, исследует основы становления и роста личности, ее социализации и творческого саморазвития. В данном контексте обозначена и главная цель педагогики – на основании теоретического и практического материала выявлять наилучшие способы достижения поставленных педагогических целей и указывать оптимальные пути выхода из сложных педагогических ситуаций.
Предметом педагогики выступает непосредственно сама воспитательная деятельность, осуществляемая профессиональными кадрами в учебно-воспитательных учреждениях. Источниками педагогических знаний, как правило, служат научные психолого-педагогические труды, зарубежная и отечественная практика воспитания, результаты специальных исследований, а также принимаются во внимание народные традиции и обычаи, на которых строилась система воспитания и обучения наших предков.
Как любая наука педагогика познает свой объект, в роли которого выступает человек, и, в частности, ребёнок как растущая и развивающаяся личность . Как известно, ребёнок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения специфические особенности исследования. Уникальность педагогики состоит в том, что она объединяет в себе и систематизирует информацию всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, оказывающих влияние на социальное становление личности.
Педагогика – это не только наука, но и настоящее искусство воспитания. Данные категории тесно связаны друг с другом, и практика показывает, что успешная педагогическая деятельность всегда опирается на глубокие и всесторонние знания теоретического материала. Усвоение закономерностей воспитания и овладение методами учебно-воспитательного процесса являются необходимыми критериями для педагога и служат основами педагогического мастерства. А это в свою очередь доказывает, что истинным педагогом может стать только человек, имеющий внутреннее призвание и сознательно избравший для себя нелёгкий путь педагогической профессии.